Зарубежный опыт организационно-экономического механизма управления качеством
Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.
Необходимо отметить большую и целенаправленную деятельность стран Западной Европы по подготовке к созданию единого европейского рынка, выработке единых требований и процедур, способных обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.
Важное место в этой деятельности занимают специальные ассоциации или организации, осуществляющие координацию в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному с 1 января 1993 г., были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские аналоги - ЕМ серии 29000. Большое значение придается сертификации систем качества на соответствие этим стандартам, созданию авторитетного европейского органа по сертификации в соответствии с требованиями стандартов ЕМ серии 45000.
Для нормального функционирования европейского рынка поставляемая продукция должна быть сертифицирована независимой организацией. Кроме сертификации продукции проводится аккредитация испытательных лабораторий и работников, осуществляющих контроль и оценку качества продукции. Важнейший аспект их деятельности - контроль за удовлетворением требований потребителя и разрешение конфликтов, которые имеют место между производителем и поставщиком продукции.
Фирмы проводят еще более интенсивную политику в области повышения качества продукции, а процессы подвергаются более жесткому контролю.
Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества являются:
законодательная основа для проведения всех работ, связанных оценкой и подтверждением качества;
гармонизация требований национальных стандартов, правил процедур сертификации;
создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т.д.
Таблица 3.1.2
Сопоставление западного (США и Европа) и восточного (Япония) подходов к качеству
Западный подход (США и Европа) |
Восточный подход (Япония) |
Качество основывается на низком уровне цен. |
Качество основывается на низком уровне дефектов. |
- Первая цель - прибыль, качество - категория случайная. |
- Первая цель - качество, прибыль не замедлит последовать. |
- По вопросам качества покупатели должны просить согласие поставщика |
- Согласие с требованиями покупателя по вопросам качества |
- Общие идеи насчет качества |
- Строгая политика качества к каждому предмету |
Источник: В.В. Окрепилов. Управление качеством
В лидеры по качеству продукции стали входить страны, славившиеся в недавнем прошлом низкопробной продукцией, находившиеся в экономическом кризисе, пострадавшие от войны, не имеющие, по сути, своих природных ресурсов, но всерьез занявшиеся подъемом экономики страны и жизненного уровня населения на базе использования нетрадиционных методов организации управления качеством [21].
Исходя из передового опыта зарубежных промышленно развитых стран среди приоритетных направлений улучшения существующих систем управления качеством на нынешнем этапе можно выделить следующие:
использование при достижении целей и решении задач в области качества боле широкого системно-интегративного подхода;
улучшение качества и персонификация удовлетворения потребителей должно стать постоянной стратегией организации;
реализация постоянного взаимовыгодного сотрудничества организации с поставщиками и другими внешними структурами;
непрерывное привлечение к творческому обеспечению и улучшению качества всего коллектива (как лидеров, так и рядовых работников);
создание системы непрерывного обучения в области управления качеством и воспитание всех работников в духе уважительного отношения к потребителям, заказчикам.
Система управления качеством должна быть понятна всем; целесообразно подключать средства массовой информации, следует издавать массовые журналы по качеству для различных категорий работающих, необходимо создавать специализированные центры по обучению и повышению квалификации в области управления качеством продукции.