Практика банковского менеджмента в российских банках
Современная банковская система Российской Федерации, сформировавшаяся в условиях перехода к рыночной экономике, действует сравнительно короткое время (с начала 90-х годов). В настоящее время продолжается процесс ее формирования. Поэтому система менеджмента российских банков отличается от устоявшейся системы мировой банковской практики, хотя многие элементы управления банками совпадают.
Основное содержание банковского менеджмента в России составляют четыре элемента: планирование, анализ деятельности банка, регулирование, контроль.
При этом в российском банковском менеджменте используются следующие основные подходы:
концепция развития банка (цели, задачи, стратегия);
совершенствование организационной структуры;
использование зарубежного опыты;
организация аналитической работы в области кредитоспособности клиентов;
организация маркетинговых исследований (анализ конкурентоспособности, ликвидности, положения банка на рынке);
совершенствование управления персоналом.
Система планирования банка дает возможность прогнозировать его будущее развитие, определять цели, сферу, масштабы и приблизительные результаты деятельности в соответствии с источниками финансовых ресурсов и затратами.
Как правило, планирование включает составление текущих планов и перспективных планов-прогнозов. Основной смысл планирования заключается в том, чтобы определить общие цели и задачи, разработать стратегию их реализации, а также обеспечить процесс достижения стратегических целей достаточным объемом ресурсов. Система планирования позволяет банку определить приоритеты и границы, в рамках которых будут действовать банк и его персонал, указать все сферы деятельности банка через показатели банковской деятельности, соотнести достижения финансовых результатов с интересами персонала через систему материального стимулирования труда, а также осуществить поиск новых рынков в условиях растущей конкуренции.
Планирование банковской деятельности - сложный и многоступенчатый процесс, который охватывает все структурные подразделения банка, включая его филиалы, отделения и агентства.
Исходным результатом планирования является составление комплексного плана развития банка (бизнес-плана), а также оперативных планов оп отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, маркетинговая, процентная, кадровая политика). По существу, в бизнес-плане и оперативных планах банка отражаются цели, задачи, стратегия, политика и методы их реализации, включая ресурсное, материально-техническое и информационное обеспечение. Прежде чем приступать к разработке бизнес-плана, банк должен провести анализ своей деятельности в целом и по отдельным направлениям.
Процесс планирования, как правило, включает три этапа.
Этап первый - разработка общего финансового плана банка. Это этап стратегического планирования, на котором определяются приоритетные цели, задачи и пути их достижения, а также миссия и стратегии, отличающие данный банк от банков-конкурентов.
Стратегическое планирование включает:
стратегический анализ (ситуационный);
уточнение миссии банка;
определение стратегических целей банка;
разработка стратегии маркетинга;
выбор оптимальной стратегии управления банком;
разработка организационной структуры и выбор стратегии управления персоналом;
разработка плана действий.
Этап второй - подробное изложение целей стратегии, тактики и финансовых ресурсов для достижения стратегических целей.
Третий этап - определение финансовых показателей для конкретизации целей, стратегий и заданий плана. Роль данного этапа в процессе управления деятельностью банка чрезвычайно велика. Он позволяет оценить, насколько разработанный план действий обеспечен ресурсами и внутренними возможностями банка, и заранее отказываться от проектов, реализовать которые не позволяет накопленный потенциал банка. И здесь необходимо составить план на случай антикризисного управления с учетом всех возможных рисков и непредвиденных ситуаций.
Анализ деятельности банка позволяет оценить финансовые результаты, выявить позитивные и негативные аспекты в деятельности банка, неиспользованные возможности, недостатки прошлого планирования и принятых ранее решений.
Анализ деятельности банка обычно основывается на анализе финансовой отчетности.
В российской банковской системе анализ проводится по следующим основным направлениям.
Анализ динамики показателей деятельности банка включает оценку пассивов, активов, собственного капитала, кредитного портфеля, объема прибыли, уровня рентабельности в сопоставлении с аналогичными показателями деятельности других банков. Сравнительный анализ позволяет определить место данного банка в банковской системе страны. Анализ динамики показателей дает возможность разработать стратегию банка.
Анализ ресурсов банка предполагает оценку объемов и структуры ресурсов банка (собственного капитала, объемов вкладов и депозитов, межбанковских ресурсов). Он осуществляется в разрезе отдельных статей ресурсов банка. При этом рассчитываются структурные показатели, проводится их сравнение в динамике и с аналогичными показателями других банков. Ресурсный анализ российские банки применяют для разработки стратегии в области пассивных, в частности депозитных операций.