Мотивация к труду в некоммерческих организациях
Некоммерческие организации (НКО) в отличие от иных (в соответствии с Гражданским Кодексом) образуются не для коммерческих целей, а имеют нематериальную, социальную направленность. В тоже время российским законодательством предусмотрено, что НКО могут заниматься предпринимательской (именно предпринимательской, а не коммерческой) деятельностью), но при этом не имеют права распределять прибыль между участниками НКО.
В связи с этим возникает проблема мотивации к эффективному труду работников этих организаций. Данная проблема проистекает из разницы целей коммерческих и некоммерческих организаций, совмещение которых, в силу их определённой противоречивости, достаточно сложно, а во многих случаях не позволяет получить преимущества от каждого вида деятельности. Некоммерческий сектор традиционно привлекал людей, искренне заинтересованных в достижении уставных целей, общественно полезных программах, а не в бизнесе. Приоритет других мотивов, а также нежелание что-либо менять в своей деятельности, понимание ограниченности своего предпринимательского потенциала мешают НКО заниматься этим видом деятельности. Этот вывод подтверждают данные практики: предпринимательской деятельностью в конце 90-х годов занимались всего около 20 тысяч некоммерческих организаций (по данным Госкомстата), что составляет только десятую часть от зарегистрированных.
Кроме того, несмотря на большую социальную значимость конечных результатов труда работников НКО, на практике отмечается и невысокий уровень оплаты их труда, он ниже среднероссийского уровня. В качестве факторов, компенсирующих недостаточно высокую оплату труда работников, обычно используются такие, как - гибкий график работы, свобода творчества, возможность повышения квалификации, доступ к оборудованию, информации и прочее [13].
Следовательно, для обеспечения эффективного труда работников необходимо шире использовать специфические формы организации и мотивации труда (частичную занятость, неоплачиваемый труд добровольцев и т.д.), а также, учитывая, что роль и значение экономических методов мотивации (коллективного, группового, индивидуального стимулирования труда, системы оплаты и премирования труда) значительно снижена, акцентировать управление на социально-психологических методах стимулирования [13].
1.9 Психологический подход к изучению мотивационного процесса
Впервые мотивационный процесс был поэтапно рассмотрен С. Шварцем. Он обратил внимание на ситуацию, побуждающую человека помочь ближнему, оценить свои возможности, отвечать за последствия своих действий. Также Шварц рассматривал роль стимула в процессе мотивации и пришел к выводу, что наличие стимула не всегда приводит к появлению мотива и мотивации. Этого не происходит в том случае, если стимул был неправильно принят или поднят.
Этап появления мотива по Шварцу можно представить так:
1) Возникновение потребности;
2) Осознание потребности;
) Порождение потребностью стимула к действию;
) Осознание мотива, появление мотивации.
Самым трудным (критическим) этапом формирования мотива являются - трансформирование потребности в стимул и далее - стимула в мотив, т.е. четвертый и пятый этапы.
Именно на этих этапах происходит так называемое «отсеивание» и «устранение» ненужных потребностей в случае, если их удовлетворение не является задачей первостепенной важности или если «плата» за их удовлетворение будет слишком высокой [8, 32-35].
При возникновении любой потребности человек получает импульс, требующий действия, и, прежде чем начать действовать, он рассматривает все возможные варианты удовлетворения этой потребности. Выбирается тот вариант, который наиболее приемлем в силу личных наклонностей, воспитания, образования. Но стимул не превращается в мотив, если возможности человека не соизмеряются с потребностями.
Другой исследователь - А.А.Файзулаев - выделяет в мотивационном процессе четыре этапа:
1) Возникновение и осознание побуждения;
2) «принятие мотива»;
) реализация мотива;
) закрепление, формирование привычки реализации мотива.
Под сознанием побуждения ученый подразумевает не только осознание «предмета необходимости», но и способы удовлетворения потребности, пути решения проблемы. Пути решения предопределяются индивидуальными наклонностями, чертами характера, образом мыслей, нравственными установками.
Если потребность настолько велика, что ее удовлетворение требует отказа от личностных установок, тогда наблюдается поведение, определенное только осознанием побуждения (т.е. происходит резкий скачок с первого этапа к третьему). Результатом такого поведения становятся чувство стыда и неловкость, потому что в большинстве случаев оно идет вразрез с личностью.