Основные показатели транспортного обслуживания в Тульской области
В связи с пересмотром маршрутной сети часть городских маршрутов заменена на пригородные, поэтому число поселков городского типа, имеющих внутригородское пассажирское сообщение автобусного транспорта сократилось на 13 шт. в 2010г. по сравнению с 2009г.
Число сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами в пригородном и междугородном сообщениях рассмотрим с помощью графика (рис.2.3).
Рис.2.3. Число сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами в пригородном и междугородном сообщениях
На основании данных рис.2.3 можно сказать, что в 2008г. число населенных пунктов, обслуживаемых автобусами в пригородном и междугородном сообщениях больше по сравнению со всеми годами, так по сравнению с 2009г. больше на 90 шт. Возможно такое уменьшение числа сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами связано с износом автобусов. В 2010г. по сравнению с 2009г. число населенных пунктов, обслуживаемых автобусами больше на 25 шт. Предположительно увеличение числа населенных пунктов, обслуживаемых автобусами связано с закупкой новых автобусов.
Рис.2.4. Структура перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования в 2009г.
Рис.2.5. Структура перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования в 2010г.
В общей структуре перевозок пассажиров транспортом общего пользования на первом месте автомобильный транспорт - 53,8% (2009г.) и 54,5% (2010г.); на втором месте - троллейбусный транспорт - 18% и 17,1%, соответственно; на третьем месте - трамвайный транспорт - 14,4% и 15,8%, соответственно; на четвертом месте железнодорожный транспорт - 13,8% и 12,6%, соответственно.
В 2010 году не было осуществлено 134,6 тыс. автобусных рейсов (6,0% от предусмотренных расписанием). На городских маршрутах автобусами не было выполнено 100,8 тыс. рейсов (12,6%), на пригородных - 32,7 тыс. рейсов (3,5%).
Железнодорожные пути общего пользования (см. приложение 2) в 2010г. и в 2009г. составили 948 км., что по сравнению с 2006г. меньше на 62 км., по сравнению с 2007г. и с 2008г. меньше на 24 км.
Автомобильные дороги общего пользования за анализируемый период увеличились на 79 км. (в 2010г. по сравнению с 2006г.). В 2010г. по сравнению с 2009г. автомобильные дороги общего пользования увеличились на 13 км. Автомобильные дороги необщего пользования в 2010г. уменьшились по сравнению с 2006г. на 591 км., по сравнению с 2008г. меньше на 269 км., по сравнению с 2009г. меньше на 139 км.
Дороги необщего пользования по протяженности уменьшились на 573 км. Трамвайные пути (43,2 км.) и троллейбусные линии (27 км.) за анализируемый период не изменились.
В настоящее время на рынке транспортных услуг в Тульской области свою деятельность осуществляют 690 хозяйствующих субъектов, среди них 519 индивидуальных предпринимателей. При таком разнообразии как юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на рынке транспортных услуг, так и транспортных средств наблюдается тенденция снижения объемов перевозок пассажиров на городских и пригородных маршрутах автобусами большой вместимости и городским электрическим транспортом по социально значимым маршрутам. Это происходит по причине перераспределения пассажиропотока на автотранспорт малой вместимости [13].
Насыщение рынка транспортных услуг автобусами малой вместимости не решает проблему перевозок пассажиров в «час пик», так как люди пожилого возраста либо с ограниченными физическими возможностями не всегда могут осуществить проезд в автобусах малой вместимости вследствие конструктивных особенностей данного вида пассажирского транспорта. Дальнейшее увеличение количества пассажирского транспорта малой вместимости будет способствовать ухудшению экологической обстановки в областном центре. При этом вследствие перегруженности автомобильных дорог будет снижаться качество обслуживания граждан и безопасность дорожного движения на городских маршрутах.
транспортный комплекс управление муниципальный тульский
В настоящее время главный акцент делается на широкую доступность пассажирского транспорта, протяженность и направление маршрута, а также регулярность движения транспортных средств, увеличение транспортных средств с большой вместимостью пассажиров.
Одним из проблемных вопросов остается вопрос развития транспортной инфраструктуры - важной составляющей предоставления населению транспортных услуг. Транспортный комплекс области представляет собой комплекс технических средств - здания (автовокзалы, автостанции, автокассы и диспетчерские пункты), сооружения (посадочные павильоны, площадки для стоянки автотранспортных средств, остановочные и разворотные площадки), а также улично-дорожную сеть и транспортные магистрали, обеспечивающие стабильность и безопасность функционирования транспортного комплекса.