Групповая динамика
неформальный группа командный мотивация
Во многих формальных организациях большое влияние на неформальные группы оказывает информация, передаваемая по каналам распространения слухов в организациях. Грамотный руководитель, зная, что так или иначе сотрудники имеют возможность перекинуться «пару слов за чашкой чая» и сообщат друг другу «тайную» информацию, как говорится, по секрету всему свету, может принимать действия или мудрые решения в своих делах. Можно и более сплотить коллектив, в нужном направлении, используя канал слухов, можно и «подтолкнуть» работников к какому-либо действию. А можно, имея возможность «получать», и, в свою очередь «распускать» слухи для выгоды по работе, например, направив конкурентов по ложному пути, а самим занять выгодные позиции на рынке. Пусть слухи и считают неточной информацией, зато она лучше усваивается людьми, глубже впечатывается в память, чем каждодневная рутинная точность.
Таблица 2. Типичная информация. передаваемая по каналам распространения слухов
Предстоящее сокращение производственных рабочих |
Новые меры по наказаниям за наказания |
Изменения в структуре организации |
Грядущие перемещения и повышения |
Подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту |
Кто кому назначает свидания после работы |
Практическое задание
Составьте аналитическую карту способов влияния эффективного управления неформальными группами или организациями со стороны руководителя. Дайте обоснование их эффективности для разрешения деловых ситуаций.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА
Примеры, когда сплоченность группы вредит формальной организации и, как руководство должно реагировать на слухи.
1 |
Руководитель поддерживает идеи коллектива, порой забывая о том, что он руководитель. |
Пример: Персонал просит, чтобы корпоративные вечера проводились чаще, в результате чего со временем происходит спад рабочей деятельности, так как персонал перестает ощущать работу в офисе. |
2 |
Руководитель заботится о других членах коллектива. |
Пример: забота о других членах коллектива слишком часто, приводит к тому, что остальные сотрудники чувствуют себя обделенными, в результате чего может произойти инцидент со стороны обиженного персонала. |
3 |
Руководитель иногда может перейти с официальной беседы на дружескую. |
Пример: Когда руководитель позволяет себе общаться с подчиненными на более личные темы, в последствии персонал может позволить себе, такие вопросы в сторону руководителя, как личные. В связи с этим возникают слухи. |
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально или неформально сложившийся коллектив может быть весьма различным с точки зрения сплоченности его членов (табл.1).
Таблица 1.Характеристика сплоченности коллектива
Уровень сплоченности |
Характеристика уровня сплоченности |
Высокий уровень сплоченности |
o люди тесно связаны друг с другом o совместно отвечают за достижение целей, стоящих не только непосредственно перед ними, но и перед организацией в целом; o делают все для их успешного достижения |
Низкий уровень сплоченности |
o коллектив не получает даже четкого организационного оформления o отсутствует общая цель и каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим. |