Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
Согласно этой теории человеческое поведение определяется потребностями, которые можно разделить на пять групп и расположить в виде строго иерархической структуры (см. рис. 3).
Рис.3 Мотивационная модель А. Маслоу
По определению А. Маслоу, человек - "вечно хотящее существо": когда удовлетворяется более низкая потребность, доминирующей становится более высокая.
Следовательно, по силе воздействия на поведение работника доминирующими будут потребности, расположенные непосредственно выше только удовлетворенных потребностей.
Однако, как показывает практика, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Люди, как правило, начинают искать свое место в сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены физиологические потребности.
Теория К. Альдерфера.
Клейтон Альдерфер объединил потребности человека в три группы:
. Потребности существования;
. Потребности связи;
. Потребности роста.
Группы потребностей данной теории соотносятся с группами потребностей теории А. Маслоу. Потребности существования включают в себя потребности безопасности и физиологические потребности; группа потребностей связи - принадлежности и причастности; потребности роста - потребности самовыражения.
Однако, в отличие от теории А. Маслоу, К. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.
Процесс движения вверх по уровням потребностей К. Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность (см. рис. 4).
Рис.4 Схема восхождения и обратного хода вниз иерархии потребностей К. Альдерфера
Пример 2.
Если у организации нет достаточных средств и возможностей для удовлетворения потребностей человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребности связи. В этом случае организация сможет предоставить ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым потенциал мотивирования данного человека.
Теория потребностей Д. МакКлелландa.
Д. МакКлелланд выделяет три потребности, оказывающие наибольшее влияние на эффективность труда работника: власти, успеха, причастности (см. табл. 2).
Потребности соучастия, достижения и властвования в концепции Д. МакКлелланда не исключают друг друга: проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния.
Пример 3.
Если человек находится на руководящей позиции и имеет высокую потребность властвования, то для успешного осуществления управленческой деятельности желательно, чтобы потребность в соучастии была у него относительно слаба выражена.
Таблица 2
Теория потребностей Д. МакКлелланда
Потребности |
Краткая характеристика |
Управление мотивацией | |
1 |
Соучастия |
Стремление к дружеским отношениям, активному взаимодействию с коллегами и клиентами. |
Предоставление работы с широкими коммуникационными возможностями и постоянное информирование о реакции окружающих на их действия. |
2 |
Достижения |
Стремление к самостоятельности в работе, личной ответственности за полученный результат. |
Делегирование полномочий, самостоятельный участок работы. |
3 |
Властвования |
Стремление к воздействию на других людей, контролю ресурсов и процессов. |
Включение в резерв кадров, планирование карьеры, обучение. |
Теория мотивации Ф. Герцберга.
В литературе теорию мотивации Ф. Герцберга часто называют теорией мотивационной гигиены или теорией "социального человека".
Ф. Герцберг выделил две группы побудительных мотивов активизации трудовой деятельности человека: гигиенические, мотивационные (см. таб. 3).
Таблица 3
Модель Ф. Герцберга
Гигиенические факторы |
Мотивирующие факторы (мотиваторы) |
• Зарплата; • Социальные блага; • Условия работы; • Статус; • Климат на предприятии; • Рабочая атмосфера, обстановка; • Отношение к начальству и к коллегам. |
• Интересная работа: увлекательная постановка вопросов, многосторонность, возможность повысить свои знания; • Самостоятельность и полномочия, свой участок работы; • Возможность добиться ощутимых результатов; • Признание достижений, выражающееся в увеличении дохода, полномочий, степени трудности поставленных задач; • Профессиональное обучение и повышение квалификации как непрерывный процесс. |