Анализ финансирования транспортного комплекса Тульской области
Бюджетное финансирование транспорта в 2010г. увеличилось на 16,9% по сравнению с 2009г., а в 2011г. больше на 2,4% по сравнению с 2010г. На железнодорожный транспорт в 2010г. по сравнению с 2009г. из бюджета выделено денег на 3% больше, а в 2011г. по сравнению с 2010г. больше на 7,8%. На другие виды транспорта из бюджета в 2010г. по сравнению с 2009г. было выделено денег на 7,8% больше, а в 2011г. по сравнению с 2010г. больше на 24,7%. Бюджетное финансирование долгосрочной целевой программы «Развитие пригородного и городского пассажирского транспорта Тульской области на 2009-2011 годы» увеличилось на 18% в 2010г. по сравнению с 2009г. Так в 2010г. и в 2011г. было выделено из бюджета по 872 461,2 тыс. руб.
На дорожное хозяйство (дорожный фонд) из бюджета было выделено денег в 2010г. по сравнению с 2009г. 494,6% больше, но в 2011г. по сравнению с 2010г. меньше на 74,8%. Бюджетное финансирование долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в Тульской области на 2009-2015 годы» в 2010г. уменьшилось на 2,9% по сравнению с 2009г. и в 2011г. меньше на 24% по сравнению с 2010г. На бюджетные инвестиции из бюджета в 2010г. было выделено денег на 71,5% меньше по сравнению с2009г., а в 2011г. по сравнению с 2010г. больше в 10 раз. На выполнение функций государственными органами было выделено из бюджета в 2010г. по сравнению с 2009г. больше в 1,3 раза, а в 2011г. по сравнению с 2010г. больше в 2,8 раза. На реконструкцию путепровода Тула-Новомосковск из бюджета выделено в 2010г. по сравнению с 2009г. меньше на 35,8%, в 2011г. по сравнению с2010г. больше в 2,8 раза.
Пассажирский транспорт играет важную роль в экономике Тульской области. Маршрутная сеть общественного транспорта области включает в себя 100 городских, 300 пригородных и 59 междугородных маршрутов с общим количеством автомобильного и городского наземного электрического транспорта 5,3 тыс. единиц [13].
Проанализируем динамику изменения бюджетного финансирования транспорта и дорожного хозяйства в 2009-2011гг. с помощью графика (рис.2.6).
Рис.2.6. Бюджетное финансирование транспорта и дорожного хозяйства в 2009-2011гг., тыс. руб.
Как показано на графике за анализируемый период на дорожное хозяйство из бюджета выделялось больше денежных средств, чем на транспорт. Но несмотря на это в 2011г. на дорожное хозяйство из бюджета было выделено на 3 850 685 тыс. руб. меньше по сравнению с 2010г. или на 75%, по сравнению с 2009г. меньше на 2 143 266 тыс. руб. или на 63%. Что же касается транспорта, то с каждым годом бюджетное финансирование постепенно увеличивается. Так в 2011г. по сравнению с 2009г. из бюджета было выделено на 137 070 тыс. руб. больше или на 17%, по сравнению с 2010г. больше на 23 260 тыс. руб. или на 2,5%.
Долгосрочная целевая программа предусматривает проведение необходимых работ по созданию разветвленной сети по продаже билетов на все направления маршрутной сети Тульской области, реконструкции центров по обслуживанию и ремонту автобусов, приобретению автобусов большой и средней вместимости для развития пригородных и городских перевозок на территории Тульской области, приобретению автобусов для обновления парка подвижного состава и для замены самортизированных автобусов на пригородных маршрутах.
Решение всех перечисленных проблем является необходимым условием стабилизации работы пассажирского транспорта на территории Тульской области.
С 2009-2011гг. на ресурсное обеспечение программы «Развитие пригородного и городского пассажирского транспорта Тульской области на 2009-2011 годы» (см. приложение) было выделено денег из федерального бюджета 108,9 млн. руб., из бюджета области 2484,3 (больше на 2375,4 млн. руб. по сравнению с федеральным бюджетом), из местного бюджета 681,7 млн. руб. (больше на 572,8 млн. руб. по сравнению с федеральным бюджетом, но меньше на 1802,6 млн. руб. по сравнению с бюджетом области), из внебюджетных источников 212,3 млн. руб. (больше по сравнению с федеральным бюджетом на 103,4 млн. руб., по сравнению с областным бюджетом меньше на 2272 млн. руб по сравнению с местным бюджетом меньше на 469,4 млн. руб.).