Основные направления работы при организации обучения персонала
Существует большое количество подходов к организации процесса обучения в компании. Так, например, обучение можно рассматривать как стратегическое и тактическое [11, с.45].
Стратегический аспект обучения - это развитие или изменение квалификации, навыков, отношения, представлений, поведения персонала. Едва ли это даст мгновенный эффект. Его результаты скажутся в долгосрочной перспективе и при условии поддержки на рабочем месте «классных занятий». Стратегия развития организации предполагает наличие и удержание высококвалифицированного персонала, привлечение молодых специалистов. К стратегическим направлениям также относятся семинары-тренинги по принятию решений, формированию команды, лидерству, а также получение образования в сторонних организациях.
Тактический аспект обучения - это поддержание или улучшение существующих навыков или приобретение новых знаний, необходимых в данный момент для работы (табл. 1.1).
Выбор подхода зависит от уровня развития организации, ее целей, потребностей, политики по отношению к персоналу, рынка, на котором работает организация. Не бывает правильных или неправильных ответов: есть ситуации, когда нужно разовое обучение, а для организаций, стратегия которых основана на долгосрочном использовании квалифицированных человеческих ресурсов, важно строить систему развития персонала.
Таблица 1.1 - Стратегические и тактические аспекты обучения и развития персонала
Стратегические |
Тактические |
Развитие организации Организационная культура Изменение поведения, отношения, знаний Долгосрочная задача Система, работающая ежедневно Будущие потребности Управляется косвенно Стимулируется работниками Постоянное развитие Инвестиции Предоставление возможностей |
Развитие сотрудника Конкретные задачи Поддержание существующих навыков Краткосрочная задача Ограниченность во времени Текущие потребности Управляется директивно Стимулируется работодателем Развитие для конкретной задачи Затраты Контроль |
Источник: [28, с. 286]
В работе по обучению персонала могут быть выделены следующие семь основных направлений:
I Постановка целей обучения.
Будет ли обучение продуктивным или бесполезным, зависит от того, насколько тесно обучение будет увязано со стратегией и целями компании (рис.1.1) Обучение работников, не увязанное с организационными целями, для использования результатов которого не создано условий, рискует превратиться в пустую трату времени и денег. Да и сами работники меньше ценят то обучение, результаты которого они не могут использовать в своей работе [16, с. 31-39].
обучение персонал кадровый политика
Рис. 1.1 Порядок постановки целей компании
Для того чтобы обучение отвечало интересам организации, еще на подготовительной стадии следует прояснить важнейшие интересы организации, связанные с работой по обучению персонала, ответив на следующие вопросы.
- Какова сфера деятельности организации, на каком рынке она работает, кто ее основные потребители?