Финансовый эффект и проблема оценки эффективности
Немедленный финансовый эффект генерации знаний путем развития и обучения не легко поддается исчислению. К сожалению, из-за недостаточного промежутка времени функционирования российских предприятий в рыночных условиях, а также недостаточного осуществления долговременных и целенаправленных вложений в обучение и развитие персонала отсутствуют достоверные данные о динамике финансовых показателей компаний. [10, с.4].
Вложение средств в развитие персонала уже понимают как инвестиции в будущее, однако топ-менеджмент организации требует от специалистов по управлению персоналом представить доказательства отдачи от этих инвестиций. И тогда на первый план выходит проблема оценки эффективности обучения персонала (рис.1.2).
Рис. 1.2 Эффективность обучения
Передовые компании все чаще демонстрируют возросший интерес к измеряемости результатов обучения. Сложность оценки услуг известна: они неосязаемы, существуют только в процессе предоставления и потребления. Поэтому образовательные учреждения, оказывающие услуги предприятиям, по существу продают обещания удовлетворенности и прибыли, которую получат компании после обучения, и одной из наиболее сложных методологических проблем при работе с системой обучения является оценка ее эффективности (рис.1.3).
Рис. 1.3 Процесс оценки эффективности обучения
В основном можно выделить два различных подхода к оценке эффективности вложений. Назовем их «экономический» и «управленческий». При экономическом подходе считают выгоды владельца бизнеса, при управленческом - выгоды самого бизнеса.
В рамках экономического выделяются затратный и инвестиционный подходы. Когда в компании в первую очередь говорят о стоимости обучения (может ли компания себе это позволить), - это признак затратного подхода (затраты нужно минимизировать, а еще лучше - свести к нулю). А вот когда сначала задумываются над тем, что обучение даст, а уже потом - сколько оно стоит - это инвестиционный подход (первичны выгоды и возможности, при этом предполагается, что удастся посчитать экономическую эффективность от вложений).
В рамках теории человеческого капитала инвестициями могут быть вложения, связанные с образованием, накоплением производственного опыта и пр. Инвестор, вкладывая деньги в обучение, жертвует частью своего дохода в настоящем ради более высокого дохода в будущем.
Каждая программа развития человеческого потенциала связана с определенным денежным потоком, состоящим из чистых притоков и чистых оттоков денежных средств. [19, стр. 51].
Фактическую эффективность можно рассчитать по формуле чистой приведенной стоимости (Net Present Value) (1.1, 1.2):
Чистая приведенная стоимость:
(1.1)
(1.2)
Где, F - оплата преподавателей, R - аренда помещения, TrM - учебные материалы и оборудование, M - питание, T - транспортные расходы, P - з/пл участников, МР - непроизведенный за время обучения предельный продукт, n - общее число участников, r - коэффициент дисконтирования; m- число лет, в течение которых производились вложения; n- число лет, в течение которых должна поступать отдача от вложений в обучение, когда имеет место последовательное вложение ресурсов в течение нескольких лет [18, стр. 38].
Эффективность любых вложений следует рассчитывать исходя не из общей суммы прироста прибыли предприятия за год, а из той суммы прибыли, которая вызвана конкретными инвестициями (в данном случае в обучение). На практике это представляет существенные трудности.
Многие эксперты подвергают сомнению саму возможность измерять эффект обучения только по сокращению расходов и увеличению доходов для того, чтобы обосновать эффективность обучения. Для выхода из этой ситуации предлагается используется способ «контрольной группы» [25, p. 68], т.е. рекомендуется выбирать две группы людей для сравнения результатов - одна группа прошла обучение, другая - нет, и определить разницу в выполнении работы между ними. Но большинство организаций не может позволить себе такой роскоши, как иметь две одинаковые группы людей, занимающихся одним делом, но в то же время достаточно изолированных, но это можно проделать с отдельными личностями (пилотный проект).
Все, кто пытался каким-то образом доказать эффект обучения в терминах «отдача от инвестиций» или других количественных показателях, сталкивался с тем, что их подсчет и анализ обходился почти так же дорого, как и само обучение.