Финансовый эффект и проблема оценки эффективности
Целесообразно проводить такой анализ в следующих случаях:
тесно связанных с улучшением производства (новые техники контроля качества),
обусловленных долговременной политикой компании,
очень дорогих программах,
- программах, где легко подсчитать эффект (техника безопасности),
- постоянно действующих программ.
Оценка должна начинаться до проведения обучения, а не после него. Если перед организацией сначала ставится бизнес-цель, изучаются пути ее достижения, а обучение (в комплексе других необходимых мероприятий) рассматривается как инструмент реализации поставленной цели, - это управленческий подход (первичны цели бизнеса). Управленческий подход тесно перекликается со стратегической направленностью вложений в персонал. Стратегическая парадигма такова: рассматривать стоимость обучения не как затраты или вложения, а как необходимые издержки реализации стратегии. Тогда задача организации - правильно сформировать программу обучения под потребности бизнеса, а эффективное обучение - это обучение, соответствующее стратегическим целям бизнеса. При этом стоимость обучения не рассматривается как самостоятельное явление: есть стратегия бизнеса, и стоимость обучения - элемент, часть этой себестоимости.
Управленческая модель может остаться незадействованной либо не даст эффекта в тех компаниях, где:
нет четкой стратегии развития бизнеса, из которой вытекали бы цели обучения,
отсутствует необходимое планирование деятельности,
предпочтения и представления первых лиц преобладают над интересами бизнеса
невозможно или не принято устанавливать персональную ответственность (управленческая бессубъектность в организации)
компания слишком крупная, и каждый может лишь отвечать за свой участок,