Изучение внешней среды ТОО «Альтернатива-Тобы»
Для более полного анализа деятельности предприятия, рассмотрим внешнюю среду, а именно состав покупателей, поставщиков.
По данным, полученным в ходе непосредственного наблюдения за покупателями в торговом зале ТОО «Альтернатива-Тобы» и информации, полученной от работников исследуемого предприятия, основной категорией покупателей являются мужчины в возрасте 35-40 лет и от 45 лет и старше. Возрастной состав покупателей изображен в виде диаграммы на рис. 2.1.
Основными конкурентами являются другие предприятия, находящиеся поблизости и продающие те же группы товаров, что и ТОО «Альтернатива-Тобы». Главным конкурентом является «Строй Март» - филиал костанайского предприятия. Его ассортимент запчастей к спецтехнике гораздо шире, чем у «Альтернатива-Тобы», на рынке предприятие известно давно и имеет много постоянных клиентов. Но склад «Строй Март» находится в Костанае, а ассортимент товара строго определен.
Рис. 2.1. Возрастной состав покупателей ТОО «Альтернатива-Тобы»
У другого конкурента - магазина «Город инструментов» большой выбор инструмента, но только инструмента.
Что касается еще одного предприятия-конкурента - предприятия «КМЗ», то оно предлагает своим покупателям болты, гвозди и другие КМЗические изделия, а «Альтернатива-Тобы» имеет широкий ассортимент товара, который включает в себя и инструменты, и запчасти к спецтехнике, и метизы, и многое другое.
Также необходимо заметить, что на рынке розничной продажи инструментов и КМЗических изделий нет явно выраженного рыночного лидера - вследствие этого все конкуренты представляют собой рыночных претендентов, в той или иной степени опережая и или отставая друг от друга.
Таким образом, можно сделать заключение, что конкуренция на этом рынке довольна острая. Появление на рынке товаров-заменителей не может кардинальным образом повлиять на положение дел на рынке, так как все предприятия-конкуренты торгуют примерно одинаковыми товарами, и появление товара-заменителя может изменить ситуацию лишь на какое-то время, пока этим же товаром не начнут торговать другие предприятия. Одним из ключевых моментов в конкурентной борьбе являются взаимоотношения и взаимозависимость предприятия и его поставщиков. Чем более предприятие зависит от поставщиков, тем более трудным и дорогостоящим будет отказ от их услуг. Исследуемое предприятие имеет определенное количество поставщиков даже одной и той же продукции. Это дает большие гарантии отсутствия перебоев в снабжении товаром, нежели в случае с одним поставщиком. Также это дает возможность найти наиболее подходящего поставщика с наиболее выгодными условиями поставки.
Можно сделать вывод что на рынке присутствуют все три вида конкуренции - функциональная, так как предприятия-конкуренты продают товары удовлетворяющие одни и те же потребности; видовая, так как на рынке присутствует соперничество между различными товарами удовлетворяющими одну и туже потребность (товары различных марок); предметная, так как предприятия-конкуренты продают идентичные товары (товары, которые пользуются особенно повышенным спросом). В конкурентной борьбе на рынке доминирует ценовая политика. В большинстве случаев покупатель ориентируется на цену товара, а затем на все остальное. Поэтому изучаемое предприятие снижает цены на некоторые товары.
Для изучения сильных и слабых сторон в деятельности предприятия с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды был проведен SWOT-анализ (таблица 2.2.).