Использование среды интернет в логистической деятельности
Сеть Интернет и связанные с ней технологии продолжают активно и весьма эффективно вторгаться в сферу логистики. Современные логистические технологии неразрывно связаны с интенсивным информационным обменом. Именно благодаря своевременно поступающей информации обеспечивается высокая точность, скорость и согласованность товарообращения в логистических цепях.
За последнее время структура логистического пространства Интернет существенным образом изменилась, что выразилось в трансформации содержания логистически ориентированных сайтов. Если раньше там доминировала рекламная информация, то теперь нередко в интерактивном режиме представлены организационные, справочные, проектные услуги.
В настоящее время в сети представлены интерактивные планировщики маршрутов перевозки, специализированные службы по проектированию логистических цепей и каналов доставки товаров, информационно-аналитические центры и базы бизнес-партнеров, службы поиска, продажи и аренды транспортной техники и оборудования, виртуальные экспедиторские службы, юридические и таможенные консультации [4].
Интернет-технологии позволяют решать оперативные логистические задачи, например, диспетчер транспортной компании имеет возможность наблюдать за ситуацией на пограничных переходах Финляндия-Россия, с помощью специально организованных видеоокон, а владелец груза может контролировать его транспортировку по запросам.
Расширение использования Интернета в логистике предусматривает международная логистико-телематическая программа TEDIM. Роль этой программы в современной логистике делает необходимым дать ей краткую характеристику.
В 1994 г. Россия, Германия и Финляндия приняли решение о разработке программы сотрудничества по развитию и применению информационных технологий в международных грузоперевозках и логистике. Программа получила название Telematics in Foreign Trade Logistics and Delivery Management Program to impove logistics system in the Baltic seabord and adjacent areas ("Телематика во внешнеторговой логистике и управлении поставками товаров в бассейне Балтийского моря и прилегающих регионах"). Сокращенное ее название - TEDIM.
В 2002 - 2003 гг. к участию в программе присоединились Эстония, Латвия, Литва, Польша. Планируют свое участие Дания, Швеция и ряд других стран Балтийского моря. В рамках программы был принят и успешно реализуется целый ряд проектов, регулярно проводятся заседания ее Международного координационного комитета (МКК TEDIM) и семинары.
Сегодня специалисты в области логистики констатируют начало нового этапа в развитии логистики. Этот этап характеризуется не только широким использованием на практике Интернет-технологий, но и активизацией деятельности в области логистического проектирования (Logistics Project, Logistics Engineering) реновации (Logistics Renovations, Logistics Reengineering) и интерактивного обеспечения логистических цепей (Logistics Environment, Acquisition Logistics Engineering) [22].
Считается, что одним из наиболее удачных обобщений новых, формирующихся направлений в логистике с традиционными является макровременная концепция жизненного цикла логистической цепи. Эта концепция базируется на методологии CALS (Continuous Acquisitions and Life cycle Support) и представляет собой, по сути, реализацию системного подхода в логистике.
Отличительной особенностью нынешнего периода развития практической транспортной логистики является активизация деятельности интерактивных Internet-служб. Функциональная и структурная сложность современных транспортно-логистических сетей обусловливают особые требования к объемам, качеству и скорости передачи и обработки информации. Эти требования удовлетворяются путем внедрения электронного документооборота (EDI) на локальном и глобальном уровнях, а также за счет существенного расширения специализированного информационно-организационного сервиса в сети Интернет [16].