Система стоимостных показателей конкурентных преимуществ коммерческого предприятия
, (13)
где Ск - собственный капитал;
Пб - пассив баланса.
Оптимальное значение Kс = 0,5 ч 0,7.
- Кс - коэффициент соотношения собственного (Ск) и заемного (Сзаем) капитала:
(14)
Соотношение Cк Сзаем ≥ 1.
- Кос - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:
, (15)
где IVП - итог 4 го раздела пассива баланса;- итог первого раздела актива баланса;
IIA - итого второго раздела актива баланса.
2) Показатели ликвидности:
- индекс (коэффициент) текущей ликвидности показывает соотношение между текущими активами и суммой текущих активов и пассивов. Соотношение должно быть не менее 2:1;
- коэффициент срочной ликвидности характеризует соотношение между высоколиквидными активами предприятия и текущими пассивами, оптимальное соотношение не менее 1:1;
- показатели деловой активности предприятия - это все показатели рентабельности предприятия, коэффициенты оборачиваемости оборотного капитала, товароматериальных запасов, дебиторской задолженности и другие.
При рассмотрении конкурентоспособности предприятия финансовые показатели играют важную роль, но не достаточную, чтобы определить положение предприятия на рынке. Рассмотрим основные факторы, образующие конкурентоспособность предприятия. Под конкурентоспособностью мы понимаем преимущества предприятия на рынке перед другими предприятиями. Такие преимущества складываются по причинам:
- преимущественных отличий одного предприятия перед другим;
- конкурентоспособностью продукции;
- предпочтений, отдаваемых продукции данного предприятия перед продукцией других предприятий со стороны покупателей;
- способности предприятия адаптироваться к изменяющимся потребностям покупателей и состоянию рынка;
- географического положения предприятия.
Преимущественные отличия одного предприятия перед другим можно оценивать но следующим основным показателям:
- финансовым (Ф);
- технико-технологическим (Т);
- наличию и мощности научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы (Н);
- квалификации персонала (ПС).
Если эти преимущества выразить в виде сравнения двух функций:
У1 = f (Ф1 ,T1 ,Н1, ПС 1), (16)
У2 = f (Ф2 ,T2 ,Н2, ПС 2). (17)
Таким образом преимущество предприятия 1 (П1) можно записать в виде:
, (18)
где α - весовой коэффициент значимости показателей.
В зависимости от количества предприятий и их доли на рынке, а также вида продукции, значимость того или иного показателя будет разная.
Так, при острой конкурентной борьбе каждая успешно работающая компания вырабатывает свою собственную стратегию, но часто действует так же, как и другие успешные компании. И в этом случае, как считает М. Портер, компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы. Они осваивают новые методы достижения конкурентоспособности, находят лучшие способы конкурентной борьбы. Портер считает, что конкуренты могут сразу же обойти и обязательно обойдут любую компанию, которая прекращает совершенствование и внедрение инноваций.
Все показатели, входящие в формулу (18), агрегированные, требующие рассмотрения в каждом конкретном положении предприятия на рынке.
Преимущества от предпочтений продукции предприятия покупателями перед другой продукцией складываются из следующих факторов:
- качества продукции (Кч);
- цены (Ц);
- маркетинговых усилий на рынке (М);
- имиджа и добропорядочности предприятия, известности марки товара и самого предприятия (И);
- способности предприятия наиболее полно удовлетворять потребности покупателя сопутствующими услугами (У).
Для оценки преимущества по данной группе показателей в силу качественных показателей М, И и У требуется привлечение экспертов либо проведение опроса покупателей, на основе которого можно выяснить степень предпочтения данного предприятия перед другими.