Предпосылки и управление инновационной деятельностью в Москве
Не так давно были приняты важнейшие поправки в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». В соответствии с ними Уставы государственных академий наук должны утверждаться Правительством. Во всех государственных академиях прошли общие собрания, проекты уставов приняты и представлены в Правительство. Юридическая экспертиза показала, что эти проекты не свободны от недостатков. Замечания имеются у различных федеральных органов исполнительной власти. Сейчас идет напряженная и кропотливая работа по согласованию таких уставов.
В уставах предстоит учесть простые и понятные вещи:
закрепление за подведомственными Академиям организациями федерального имущества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
порядок определения объема и предоставления субсидий из федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований должен устанавливаться Правительством Российской Федерации;
необходимо установить персональную ответственность президентов академии за обеспечение эффективности деятельности возглавляемых ими академий - так, как это прописано в уставах всех организаций, положениях о федеральных органах исполнительной власти.
Серьезной проблемой, до сих пор не решенной, является механизм финансирования академий в целом и их подведомственных организаций. Сейчас идет межведомственная проработка этого важнейшего вопроса. Не исключается вариант, когда придется в срочном порядке вносить поправки в Бюджетный кодекс.
Во исполнение упомянутых поправок к закону о науке ведется работа по согласованию перечня организаций, подведомственных государственным академиям наук. Министерство считает целесообразным освободить академии от необходимости вести непрофильную для них деятельность с тем, чтобы они могли в максимальной степени сосредоточиться на проведении исследований. Было бы правильным, я подчеркиваю, не ликвидировать, а передать на региональный и муниципальный уровни организации социальной сферы и бытового обслуживания, сохранив при этом необходимые финансовые средства у академий для закупки соответствующих услуг. Кстати, такие решения существенным образом сократили бы расходы на управленческий аппарат академий.
Министерство отчетливо понимает, что успех намечаемых в академическом секторе науки преобразований зависит от успешного решения ключевой задачи - сохранения и развития кадрового потенциала отечественной фундаментальной науки, создания условий для притока в науку талантливой молодёжи, преодоления опасной тенденции к росту среднего возраста работников научных учреждений. В этой связи с мая 2006 г. в Российской академии наук реализуется пилотный проект по совершенствования системы оплаты труда научных работников.
В рамках пилотного проекта предполагается поэтапное повышение заработной платы научных работников до среднего уровня 30 тыс. руб. в месяц в 2008 г. Повышение заработной платы должно сопровождаться 20-процентным в течение 3 лет сокращением числа бюджетных ставок в академии. При этом предлагается, что бы труд сотрудников занятых прикладными исследованиями оплачивался бы из внебюджетных источников. Это позволит снизить возникающую социальную напряженность.
Очень важным достижением явилось введение системы стимулирующих выплат в зависимости от объективных показателей результативности деятельности научных работников (публикации в высокорейтинговых журналах, монографии, патенты, подготовка кадров и т.п.). Не менее важным является то, что предусмотрены дополнительные меры поддержки молодых ученых, аспирантов в виде повышающих коэффициентов к их стимулирующим выплатам.
Подписаны соответствующие совместные приказы Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и РАН, утверждающие виды, порядок и условия применения стимулирующих выплат в научных учреждениях РАН, а также положения о порядке аттестации научных работников и о порядке проведения конкурса на замещение должностей научных работников научных учреждений РАН.
Мы планируем начать этот процесс, опять же поэтапно, уже в 2009 году. Министерство считает, что и вузовская наука и, отчасти, фундаментальная наука ГНЦ вполне сопоставимы по качеству исследований в рамках утвержденных Президентом РФ приоритетов с академической наукой, и мы не можем просто забыть о них. Тем более что сектор вузовской науки сейчас серьезно укрепился: в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в целый ряд ведущих вузов России инвестировано более 30 млрд. руб. для закупки современного научного оборудования и переподготовки научных и технических кадров.