Оценка проблемы при проведении аттестации персонала
Аттестация - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации и свойств) требованиям должности.
Приказом Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко утверждён новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Новые правила аттестации также коррелируют с принципами новой системы оплаты труда, учитывающей результаты и качество работы учителя.
Новый порядок предусматривает два вида аттестации: обязательную и добровольную. Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Добровольная аттестация осуществляется по желанию учителя для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет.
Новый порядок существенно отличается от действующего прежде всего тем, что впервые введен институт неаффилированности аттестующей организации по отношению к работодателю. Если будут выявлены факты сговора между аттестующей организацией и работодателем, то ответственность ляжет на обе стороны.
Кроме того, аттестующая организация должна быть аккредитована в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России. Напомню, что с декабря прошлого года проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда могут только компании, аккредитованные при министерстве. Основные требования к аккредитации - это наличие соответствующего оборудования и профессионализм сотрудников. Также порядком четко регламентирован состав комиссии по аттестации рабочих мест, в соответствии с которым в работе аттестационной комиссии в обязательном порядке предусмотрено участие представителей аттестующей организации.
Но до этого года порядки аттестации персонала были совсем иными, и было не мало проблем в ходе его прохождения. Судить о качестве нынешнего порядка ещё рано, так как организация только начинает во всё это вникать. Но для примера я хотела бы показать несколько примеров проблемы и затруднения аттестации, с которыми сталкивались и руководитель и педагогические работники МДОУ "Красногорский детский сад "Солнышко".
Таблица 2 Проблемы и затруднения аттестации в МДОУ "Красногорский детский сад "Солнышко"
Категория работников |
Проблемы и затруднения |
Руководитель ДОУ |
1. Оценка качества дошкольного образования; создание информационной базы данных о состоянии качества образования в ДОУ. 2. Стратегическое управление образовательным учреждением. Программа развития ДОУ (требования, структура, методика создания и т.д.). Мониторинг реализации программы развития. 3. Создание образовательной программы ДОУ. Критерии и показатели отслеживания реализации программы. 4. Самоанализ результатов управленческой деятельности руководителя ДОУ. 5. Создание условий для развития воспитательного потенциала системы дошкольного образования. 6. Комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогического работника ДОУ. |
Педагогические работники ДОУ |
1. Проведение мониторинга качества образовательного процесса и образовательного результата, качества условий. 2. Организация педагогической диагностики развития детей (универсальной или в соответствии с реализуемой программой). 3. Создание программ коррекционно-развивающей деятельности (индивидуальные траектории развития, индивидуальные образовательные маршруты). 4. Освоение развивающих образовательных технологий (ИКТ, проектная деятельность и т.д.) 5. Обеспечение индивидуализации образования. 6. Применение технологии педагогического портфолио. |