Планирование воздушного движения
Обслуживание воздушного движения невозможно без планирования полетов ВС.
Процессы планирования воздушного движения намечают желательный ход развития полетов, процессы управления воздушным движением предназначены для его осуществления.
Планирование воздушного движения, в общем случае будет представлять собой разработку и реализацию совокупности мероприятий, направленных на сбор, обработку и анализ информации о характере предвиденного воздушного движения с целью приведения из соответствия нужд в воздушном движении с имеющейся пропускной способностью элементов структуры воздушного пространства и создание условий, которые обеспечивают безопасность, регулярность и минимальные отклонения ВС от утвержденного плана полета.
В то время, как полеты ВС были эпизодичными и их интенсивность была незначительной, регулирование воздушного движения, т.е. создание авиадиспетчером упорядоченного потока движения с определенными интервалами между воздушными судами не существовало, все сводилось к пилотированию, которое осуществлялось экипажем ВС. По мере роста интенсивности воздушного движения появилась необходимость в координации и планировании этих полетов.
Рис. 1. Уровни планирования воздушного движения.
Система планирования воздушного движения, в общем смысле, представляет собой разработку и реализацию совокупности мероприятий, направленных на сбор и обработку информации о характере предвиденного воздушного движения с целью приведения в соответствие потребности в воздушном движении с пропускной способностью элементов системы УВД и создание условий, которые обеспечивают безопасность и технико-экономическую эффективность полетов. Общая схема, которая иллюстрирует уровни планирования и этапы полета показана на рис. 1.
На рисунке 1 по оси Y
отложены уровни планирования воздушного движения, а именно: стратегическое планирование, предтактическое планирование и тактическое планирование.
По оси X
отложенные этапы полета воздушного судна: действия, которые выполняются экипажем ВС до начала руления ВС, руление ВС со стоянки к ВПП, взлет и набор высоты воздушным судном, полет воздушного судна по запланированному маршруту полета, снижение ВС, выполнение посадки, освобождение воздушным судном ВПП после приземления, руление ВС от ВПП до места стоянки) и действия, которые выполняются экипажем, по прибытии ВС на стоянку, с целью завершения выполнения рейса.
Уровни планирования воздушного движения перекрывают друг друга, так как например планирование полета для сектора N+1, N+2, и т.д. (т.е. выполняется уровень планирования в секторе ОВД) имеет место уже тогда когда ВС еще находится в секторе N.
Соответственно, с каждым уровнем планирования связанные определенные, задачи:
. Стратегическое планирование воздушного движения имеет дело с оценкой прогнозных сценариев “поведения” запланированных потоков воздушного движения в элементах структуры воздушного пространства. На данном этапе определяется, способные ли определенные ресурсы: человеческие, материальные, технические удовлетворить ожидаемый спрос на воздушные перевозки. На данном уровне также рассматриваются возможные политические ограничения и государственные приоритеты (как правило, относительно вопросов национальной безопасности) которые могут повлиять на использование рассмотренных элементов воздушного пространства.
2. На предтактичном этапе (который заканчивается за день до начала выполнения полетов) определяется соответствие фактических запросов пользователей воздушным пространством, имеющимся возможностям аэронавигационной системы, определяются потенциально “узкие” места (недостаточная пропускная способность аэропорта, определенного сектора УВД, маршрута УВД и т.д., в конкретные периоды времени). Определяются рейсы, по отношению к которым могут быть применены процедуры организации потоков воздушного движения (назначение временных слотов, изменение маршрута полета, эшелона полета и т.д.).
Рис. 2. Уровень стратегического планирования воздушного движения
Рис. 3. Уровень предтактического планирования воздушного движения
. На этапе тактического планирования (в день выполнения полетов) решаются задачи, которые имеют более конкретный характер, так уже имеются более полные и достоверные данные о ресурсах, намерениях других пользователей, в первую очередь ведомственных органов, относительно использования воздушного пространства (планирование ими деятельности, которые может накладывать ограничения на полеты гражданской авиации), имеются уточненные сведения относительно графиков работы зон ограничения полетов, запретных и опасных зон, доступных схемах секторизации в районных диспетчерских центрах, а также данные о состоянии технических средств навигации и УВД, о фактической пропускной способности секторов УВД и т.д.