Китайская специфика
Бизнес во все времена ассоциировался с опасностями и предельной собранностью, свойственными скорее военному делу, чем приятному времяпрепровождению. И только иным жителям СССР капитализм и либерализм казались чудесными системами, которые волшебным образом порождают невероятное обилие джинсов, "грюндигов", жвачек, эротжурналов и прочих аксессуаров заманчивого "фирменного" стиля жизни.
Реальность же быстро и жестоко опровергла все "совковые" иллюзии и ожидания. Жизнь показала, что капитализм и либерализм предполагают предельную концентрацию умственных и физических усилий. А к этому далеко не все оказались готовыми и способными. Ведь неявно предполагалось, что "работать будем как у нас, а жить - как у них". Не получилось: и жить мы перестали "как у нас", и работать не стали "как у них".
Стратегии современного бизнес-менеджмента, которые постоянно вырабатываются и проходят суровую апробацию на полях экономических сражений, являются предметом острых дискуссий в среде практиков и теоретиков. Что такое менеджмент - наука или искусство? Очевидно, что раз теоретикам менеджмента присуждаются ученые степени и нобелевские премии, то, с точки зрения ученых, это - наука. Однако еще ни один кабинетный теоретик не проявил себя в качестве "крутого" топ-менеджера. Значит, с точки зрения практиков, это - искусство. Все говорит о том, что менеджмент, как феномен экономической деятельности, лежит где-то на меже, соединяющей науку с искусством.
Стратегическое мышление менеджера во многом зависит от той культурной традиции, в среде которой он формируется и развивается как действующий субъект. Но культурная среда - штука весьма серьезная, она незаметно (и потому - накрепко) имплантируется в этническое подсознание, определяя почти автоматически стиль мышления и поведения менеджера. Вот тут-то и возникает вопрос: чья культурная традиция сильнее в смысле национального стиля организации и управления бизнесом?
«В качестве впечатляющего свидетельства жизнеспособности свободной рыночной экономики любят приводить ошеломляющий успех ряда стран Азии. На этом основании делают вывод, что и другие общества достигли бы подобных успехов, позволь они своему населению свободно следовать материальным интересам. Конечно, свободные рынки и стабильные политические системы - непременное условие экономического роста. Однако столь же несомненно и то, что культурное наследие дальневосточных обществ, этика труда, семейной жизни, бережливость, не накладывающие ограничений на те или иные формы экономического поведения и другие моральные качества, не менее значимы для объяснения их экономических успехов».
Китай, подобно нам, стартовал от командно-административной системы в сторону системы рыночной, он делает это наиболее эффективно, китайские бизнес-менеджеры проявили себя наиболее успешными полководцами в суровой борьбе за экономические высоты.
«Китайская культурная традиция сформировала менталитет многих стран южно-азиатского региона: Японии, Кореи, Сингапура, Малайзии, Вьетнама и, естественно, самого Китая - материкового и островного. И все эти страны - знаменитые "тигры" экономических джунглей. Случайно ли это? Конечно же, нет!
Японские бизнес-менеджеры первыми осознали силу китайской старины, особенно мыслителей школы "биньфа" (военные стратеги). Они тут же "перековали мечи на орала", быстро осуществив конверсию военных стратегий в стратегии экономических сражений. Неудержимый напор японской экономики поверг в свое время в неописуемую панику государственных мужей и воротил американского и западно-европейского бизнеса, породил в среде обывателей этих стран легенду о "необъяснимом японском экономическом чуде". И никто из ученых мужей того времени не смог путно объяснить сей ослепительный феномен "экономического чуда" с позиций западной экономической науки. Это сделали сами японцы.
Японский бизнесмен Такео Охаси опубликовал книгу-бестселлер "Менеджмент через призму искусства войны", основанную на бессмертном труде древнекитайского стратега Сунь-цзы "Искусство Войны" (VI век до н.э.). Такео завил: "Этот путь осуществления бизнеса более рационален и эффективен, чем тот, по которому идут Соединенные Штаты". Другой японский бизнесмен, Мураяма, выразился еще определеннее: "Современная американская теория менеджмента годится только для эпохи экономического бума, тогда как классическая китайская мысль, содержащаяся в труде Сунь-цзы, пригодна и для эпохи бума и для эпохи депрессии". Обобщенный портрет "идеального" топ-менеджера в соответствии со взглядами древнекитайского стратега сконструировал также японский исследователь - Куниёси».