Китайская специфика
. В покое ожидать утомленного врага
Стратагема изматывания противника, истощения его ресурсов, накопления усталости и напряженности.
В конкурентной и политической борьбе эффект усталости команды конкурентов может достигаться различными методами. В том числе отвлечением сил команды противника для разбора жалоб, ответов на абсурдные обвинения, проведением проверок налоговых и прочих органов.
. Грабить во время пожара
Данная стратагема предусматривает необходимость активных действий, когда противник (конкурент), по каким либо причинам оказался в затруднительном положении.
“Когда враг повержен в хаос - пришло время торжествовать над ним” - “Искусство войны” Сунь Цзы.
Применение стратагемы в бизнесе имеет очень долгую историю. Во все времена случались ситуации, когда люди попадали в тяжелое материальное положение. Причин может быть масса: неурожай, пожар, болезнь, несчастный случай. В таких ситуациях могут срочно потребоваться деньги. Дать которые может ростовщик. Под высокие проценты. В настоящее время ростовщиков нет, но есть ломбарды.
Традиционным приемом является скупка по дешевке недвижимости, предприятий, ценных бумаг при экономических и финансовых кризисах.
. Скрывать за улыбкой кинжал
Скрывать за внешними дружескими проявлениями враждебность, неприязнь, агрессивные планы.
Демонстрировать всеобщие человеколюбие и гуманизм, но преследовать конкретные политические, экономические или иные цели.
В политике и бизнесе применение данной стратагемы может быть очень эффективным. Если первые лица государства, политической партии и компании имеют собственные эмоционально окрашенные приоритеты, это может значительно повлиять на положение тех организаций или структур, которые они представляют.
Стратагема сохраняет свою значимость и при первобытнообщинном строе, и при феодализме, и при переходе общества к демократическим режимам.
Хочешь иметь высокий рейтинг партии или государства - обеспечь высокий рейтинг и любовь масс к ее лидеру. Не можешь этого сделать - проиграешь.
. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу
Использовать для решения новых проблем известные ранее способы, идеи, средства, лидеров.
Практически использовать принцип “Новое, - это хорошо забытое старое”.
Стратагема широко используется в коммерческой рекламе. Для придания веса торговой марке приводятся сведения о многовековом опыте создания продукта (пива, шоколада, часов, трусов), многолетней истории фирмы, ее устоявшейся репутации, известности, традициях.
. Сманить тигра с горы на равнину
Предпринять такие действия, в результате которых противник утратит некоторые свои преимущества: преимущество своего положения, выгодную местность, базы, статус, помощников, ресурсы.
В полемике. Противника уводят в ту область знаний, где он заведомо некомпетентен и компрометируют его, делая его некомпетентность явной.
. Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти (хочешь получить - вначале дай)
Стратагема, при которой во имя стратегической цели временно идут на уступки, проявляют заботу, показывают мнимую несостоятельность, незаинтересованность, нейтральность.
Стратагема широко используется в бизнесе. Первоначально на товар делается значительная скидка. Прибыль получается за счет больших объемов продаж, постоянной поставки расходных материалов, запасных частей. Стандартный вариант использования в экономике - кредитование. Предприятие или организация кредитуется, затем возвращаются как выданные средства, так и проценты за пользование кредитом.
. Бросить кирпич, чтобы получить яшму
Стратагема неравноценного обмена, приманки, сыра в мышеловке.
Предвыборная борьба - сплошное бросание кирпичей в виде обещаний за яшму - голоса избирателей.
В бизнесе может использоваться для финансовых махинаций, обмана партнеров и клиентов.
Стратагема широко используется при строительстве финансовых пирамид. В обмен на обещание сверхприбыли (кирпич) доверчивые вкладчики отдают свои деньги (яшму). Вместо сверхприбыли могут быть использованы товары. Так, фирма “Властелина” продавала дешевые автомобили. Первые покупатели действительно их получили, остальные, как того и следовало ожидать, просто потеряли свои деньги.