Китайская специфика
. Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего
Данная стратагема очень ярко отражает идеологическую основу всех тридцати шести китайских стратагем.
Основная идея такова: “Все - враги”. Некоторые враги - явные. Это те, с кем ты будешь воевать в ближайшее время. Воевать надо разумно, с помощью союзников, экономя собственные силы. Некоторые враги - тайные. Это те, которые в ближайшее время не будут вести с тобой открытую борьбу. Их надо по возможности привлекать в союзники для борьбы с явными врагами. При этом необходимо как можно больше истощить их ресурсы и ослабить их, чтобы в дальнейшем, когда они станут ослабленными, взять их под свой контроль.
Есть нейтральные государства, группы, люди. Но и они должны рассматриваться, как потенциальные “явные” враги или союзники, то есть “тайные” враги.
Данная стратагема учит тому, как правильно повести себя в отношении заключения временных союзов для организации стратегического превосходства.
Согласно стратагеме, наиболее опасен для тебя тот враг, с которым ты непосредственно соприкасаешься и имеешь общую границу.
Он является для тебя источником постоянной повышенной опасности. Ближайший партнер знает твои слабые места и может внезапным ударом покрыть то небольшое расстояние, которое вас разделяет. Но его враги, которые находятся вдали от тебя, являются твоими естественными союзниками, по крайней мере, до тех пор, пока ты не начинаешь иметь с ними общую границу.
В экономике это борьба фирм с теми конкурентами, которые работают на одном с ними секторе рынка.
. Объявить, что только собираешься пройти сквозь государство Го, и захватить его
Сущность стратагемы. Получить согласие на полномочия в отношении одних действий, но воспользоваться ими для совершения других, выгодных только тебе действий.
Когда слабый противник оказывается зажат между двумя сильными, необходимо, чтобы он заключил свой союз именно с тобой. Если сосед упорствует, необходимо создать угрозу ведения войны на два фронта. Заключение союза должно привести к тому, чтобы ты смог ввести на его территорию свои войска, под предлогом защиты соседа от второй стороны. Таким образом, ты фактически овладеешь чужим государством без проведения военных действий, без потерь со стороны своих войск.
Стратагема успешно применяется в бизнесе.
Майкрософт создала по заказу крупнейшего производителя персональных компьютеров - фирмы IBM - операционную систему. Как оказалась в дальнейшем, сама IBM выиграла от этого не так уж и много, поскольку все права на систему остались у разработчика.
По сути дела IBM оплатила разработку операционной системы не только для себя, но и для всех своих конкурентов по выпуску персональных компьютеров. Сменить операционную систему оказалось невозможно, поскольку она стала общепринятым стандартом.
. Делать безумные жесты, не теряя равновесия
Заставить противника недооценить твои возможности, способности, интеллект, осведомленность.
Заставить противника поверить в собственное превосходство и этим ослабить его. Сделать вид, что ты не видишь расставленные врагом капканы, и извлечь из этого выгоду.
Хань Фэй-цзы: речи советников я слушаю, словно во хмелю. Мои губы, мои зубы - не разжимайтесь. Я никогда не говорю первым. Мои зубы, мои губы словно запечатаны воском. Тот, кто заговорит со мной, выдаст себя, и я узнаю его сокровенные намерения.
Одна из русских интерпретаций стратагемы - “Косить под дурака”.
. Украсить сухие деревья искусственными цветами
Воспользоваться чужим лицом, именем, авторитетом, возможностями, торговым знаком.
Выдавать себя за лицо, приближенное к авторитету либо организации, либо вхожее в круг влиятельных людей.
Сделать вид, что ты действуешь не от своего имени, а в интересах мощной группировки, представляешь политические силы и широкие народные массы, облечен явными или тайными полномочиями, которые тебе в действительности никто не передавал.
Стратагема используется в бизнесе. Многие предприниматели при создании коммерческого проекта пытаются номинально включить в состав команды (учредителями, почетными председателями и пр.) известных лиц или организации. Для того, чтобы за счет их авторитета получить имидж, другие дополнительные возможности, не дав им ни реальной возможности участвовать в управлении, контроле над производственными процессами, финансовыми операциями, не вознаграждая материально за оказанную услугу.