Значение роли человека в управлении организацией
Организация как категория менеджмента представляет собой, прежде всего, сложную систему отношений между различными категориями людей, совместная деятельность которых направляется на достижение общей цели. Эти различные категории людей - не абстрактный состав, а конкретные личности, обладающие собственными и неповторимыми характеристиками. Любая организация предполагает наличие трех типов личностей, деятельность которых отличается особой специфичностью, которая фиксирует роль каждого из них в составе организации. К таким типам личности относятся:
· руководитель;
· менеджер;
· исполнитель.
Функция руководителя. Собственником организации является предприниматель, реализующий свою идею, или собственник - инвестор, создавший организацию для получения прибыли от вложенных инвестиций. Они могут выполнять функции руководителя. Однако собственники не всегда выполняют функции руководителя. Они могут эти функции переложить на наемного работника - руководителя-профессионала. В данном случае руководитель относится к категории наемных работников. Принадлежность руководителя к определенной категории имеет важное значение для рассмотрения функции мотивации.
Функции руководителя заключаются в профессиональном управлении организацией. Свою деятельность он осуществляет от имени собственников. Другими словами, он является зависимым человеком в организации, несмотря на свой статус первого руководителя. Зависимость имеет место во всех случаях, вне всякой связи с тем, кто конкретно исполняет функции руководителя - сам учредитель или наемный работник.
Деятельность руководителя направлена на процесс достижения целей, для которых создана организация. Эта деятельность осуществляется через целенаправленное воздействие на людей, привлекаемых к этому процессу. В рамках такого процесса возникают и развиваются вертикальные взаимоотношения между руководителем и менеджерами-исполнителями. Руководитель в этом процессе выполняет две роли:
· организации скалярных процессов, т. е. коммуникаций для передачи команд от руководителя, принимающего решения, к менеджеру-исполнителю, и налаживание обратных связей. В системе таких отношений менеджер-исполнитель должен быть единомышленником руководителя. Требуемое единомыслие не происходит само собой. Для этого руководитель должен использовать различные способы мотивации;
· организации такого взаимодействия всех участников организуемого им процесса, чтобы совместная деятельность привела к получению результата, которого добивается руководитель. В данном случае руководитель должен создавать команду единомышленников, которую без мотивации создать чрезвычайно сложно.
При выполнении этих ролей у руководителя должно проявляться два важных типа психологических особенностей:
. те, которые присущи ему самому лично;
. те, что присущи каждому из его подчиненных.
Первая особенность отражает интерес самого руководителя: мотив, который им движет, или результат, которого он ожидает в процессе исполнения им своих должностных обязанностей. Мотивы поведения руководителя разнообразны. К ним можно отнести следующие:
· утвердиться и оставаться как можно дольше на занимаемой должности;
· заставить окружающих заговорить о себе как о талантливом (гениальном) менеджере;
· показать окружающим, что он способен быть руководителем;
· нравиться оказывать влияние на людей;
· обеспечивать себе достаточный материальный уровень жизни за счет осуществления этого типа профессиональной активности;
· использовать занимаемую должность как очередную (промежуточную) ступень в своей служебной (профессиональной) карьере.
Этим перечнем не исчерпывается состав интересов руководителя, и он может быть значительно расширен. Нам важно рассмотреть эту проблему с точки зрения действия принципа учета интересов, который определяет поведение самого человека. Важно понимать, что действия человека предопределяются логической зависимостью: потребности - интерес - цель. Поэтому в действиях руководителя, как и любого другого человека, будет проявляться эта зависимость. Руководитель, принимая важные решения, приспосабливает используемую им модель управления к индивидуальным интересам и целям. Причем такое поведение не зависит то того, кто является руководителем - собственник или наемный работник. Поскольку руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности организации, то он будет стремиться рассматривать индивидуальные интересы через призму общих целей организации. Руководителю проще приспосабливать собственные интересы к общим целям, чем другим работникам организации. Обязанностью руководителя является мотивирование подчиненных для работы в составе единой сплоченной команды. Но при этом он осуществляет также и мотивацию, в которой он пытается учесть свой интерес в рамках совершаемой деятельности в процессе принятия решения. Эти действия осуществляются применительно к целям организации, но несут на себе следы индивидуальных интересов.