Принципы мотивации персонала в академии
Как уже упоминалось, при определении мотивов сотрудников и при дальнейшем создании системы мотивации, необходимо использовать несколько технологий. Это особенно полезно в коллективе, состоящем из представителей различных областей. Если организация представляет собой, к примеру, магазин, где большая часть персонала - продавцы-консультанты, то мотивационная система будет направлена на повышение интереса работников к увеличению продаж. Но если организационная структура имеет более сложное строение, то необходимо разрабатывать систему, ориентированную на все рабочие блоки [2, c.7].
Примером может стать образовательное учреждение, персонал которого состоит не только из преподавателей, но и из методического персонала, организующего учебный процесс. Определение эффективных способов стимулирования труда этих групп требует больших усилий, так как во многом их интересы различны. Мотивация педагогического состава более важна, так как работа преподавателей составляет основу функционирования образовательного учреждения. Проведенные исследования в этой области позволили выделить пять групп педагогов с различным соотношением стимулов, зависящих от различных факторов:группа - педагоги с доминированием внутренней мотивации, для которой характерно стремление к творческому росту, активность в инновационной деятельности, желание иметь интересную работу. Чаще всего представители этой группы встречаются среди преподавателей, имеющих педагогический стаж от 2 до 10 лет, а также после 15 лет.группа - педагоги с доминированием внутренней и внешней положительной мотивации. Для них характерно стремление к достижению различных успехов в своей профессиональной деятельности, желание добиться признания, ориентация на саморазвитие. Эта группа педагогов является самой многочисленной, ее представители в процентном отношении достаточно равномерно представлены в различных стажевых группах.группа - педагоги с доминированием внешней положительной мотивации ориентируются на внешние оценки своей деятельности, они весьма чувствительны к материальным стимулам. Именно такие педагоги наиболее подвержены воздействию разнообразных стимулов, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве организационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд. Наибольшее количество педагогов с доминирующими внешними положительными мотивами встречается среди учителей со стажем работы менее 5 лет и со стажем от 10 и до 20 лет.группа - педагоги с ведущими внешними положительными и отрицательными мотивами. Так же как педагоги предыдущей группы, они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в гарантиях и безопасности со стороны руководства, поскольку представители этой категории стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики. Чаще всего к таким учителям можно отнести педагогов, имеющих стаж работы свыше 20 лет.группа - педагоги с доминирующими внешними отрицательными мотивами, которые отрицательно относятся к различным организационным изменениям и новациям в педагогической деятельности. При выборе места работы повышенное внимание они уделяют условиям труда в образовательном учреждении, психологическому климату в нем. В процессе труда эти педагоги, как правило, стремятся удовлетворить свои физиологические потребности, обеспечить себе защиту от различных претензий, наказаний. Поскольку удовлетворить перечисленные выше потребности можно благодаря приобретению определенного статуса, то потребность в признании также очень часто является одной из наиболее актуальных для данной категории работников. Нередко преподаватели с доминирующими отрицательными мотивами встречаются среди тех, кто имеет стаж более 20 лет, и тех, кто находится на пенсии, но продолжает трудиться [23, c.202].
Итак, переоценка мотивационной сферы у преподавателей происходит с возрастом. Кроме того, можно утверждать, что мотивы, возникающие со временем, оказывают существенное влияние на продуктивную деятельность преподавателя. Поэтому образовательное учреждение должно создавать условия, повышающие оценку имеющихся у преподавателя мотивов, что, несомненно, будет способствовать повышению качества образования. Работа руководства в таком ключе повышает результативность персонала, что является основой успеха любой организации. В силах любого руководителя создать среду и изыскать возможности, которые помогут достичь работникам высокого уровня мотивации.
Так или иначе, все факторы мотивации возможно свести к нескольким: признание и одобрение; личностное развитие; безопасные и комфортные условия для работы; значимость деятельности; справедливость в оценке результатов в работе; заработная плата, включающая стимулирующие выплаты; социальный пакет (например, медицинский осмотр, организация отдыха для детей, другие виды социальной поддержки и т.д.) [3, c.18].