Принципы мотивации персонала в академии
Данные компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой для достижения целей, повышения результативности образовательного процесса. Мотивы профессиональной деятельности преподавателей представляют собой побуждения к постановке целей, действиям и поступкам по выполнению профессиональной деятельности.
Резюмируя вышесказанное, можно выделить основные направления формирования мотивации преподавателей. Как в государственных, так и негосударственных учебных заведениях этот список выглядят следующим образом:
· психолого-педагогические воздействия;
· стимулирование профессиональной деятельности преподавателей;
· создание положительного социально-психологического климата в коллективе;
· совершенствование материально-технической базы.
Таковы основные подходы и направления мотивации в учебных заведениях. Они являются классическими и их применение возможно практически во всех данных учреждениях. Но для мотивации персонала важны также корпоративные правила и стандарты, цели и миссия компании, результаты аттестации или оценки сотрудников, сплоченность коллектива и т. д. Все составляющие процесса управления должны быть связаны между собой.
Для этого следует детально изучить организацию, начиная с документации и заканчивая долгосрочными целями. Так как исследуемой организацией является Современная гуманитарная академия, то перед тем, как приступить к анализу используемой мотивационной системы, необходимо составить общее представление о данной организации.
Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия (НАЧОУ ВПО СГА) основано в 1992 году. Академия действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральными Законами Российской Федерации "О некоммерческих организациях", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", другим действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Академии.
СГА является высшим учебным заведением, практикующим дистанционное обучение. Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Современная гуманитарная академия - распределенный на большой территории единый вуз, предоставляющий свои услуги на данный момент более 145 тыс. студентам. СГА создана, как двухуровневая организационная структура, состоящая из центра и сети территориально удаленных центров доступа к академическим ресурсам академии (филиалов и партнерских организаций за рубежом). Главный офис академии находится в Москве, филиалы и представительства расположены в 142 городах и проходят процедуру лицензирования на право ведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию в составе базового вуза. В Москве создаются специальные электронные учебные продукты по каждой учебной дисциплине. С помощью спутниковых каналов связи и локальных сетей учебная информация из Москвы передается во все центры доступа и распределяется по персональным компьютерным учебным местам для каждого студента. Каждый центр доступа Академии оборудован компьютерными рабочими местами, располагает богатой цифровой библиотекой образовательных ресурсов [34].
Целью деятельности СГА является подготовка специалистов с высшим образованием по широкому спектру направлений и специальностей, проведение научных исследований и разработок на базе современной, высокоразвитой инфраструктуры при участии сотрудников Академии.
Для этого производится постоянная работа по:
постоянному улучшению деятельности СМК на основе внутренних аудитов, анализов со стороны руководства и подтверждение эффективности работы СМК путем её сертификации в авторитетных органах по сертификации;
обеспечению высокого качества деятельности предупреждением несоответствий;
вовлечению всех сторон, заинтересованных в успешной работе Академии, в реализацию политики и установление с ними долгосрочного сотрудничества;
непрерывному обучению и повышению компетентности персонала СГА;
развитию партнерских отношений между сотрудниками и студентами Академии, являющимися совместными участниками образовательной деятельности [21, с 70-73].
Для достижения этих задач направлены усилия всех сотрудников, которые составляют 5 советов, ректорат, 16 департаментов, отдел кадров и 142 филиала в различных городах (Приложение А).
Непосредственно к преподавательской деятельности Академии привлечены более 1500 человек. Среди них ведущие учёные, общественные деятели, специалисты в различных областях знаний. Обучение производится в очной и заочной формах по следующим специальностям: информатика и вычислительная техника, менеджмент, психология, экономика, юриспруденция. Уникальность образовательной среды обеспечивается рядом элементов: элитный профессорско-преподавательский состав академии; постоянно совершенствующийся образовательный контент; инновационные педагогические и информационно-коммуникационные (спутниковые) образовательные технологии; индивидуализация обучения; система менеджмента качества.