Принципы мотивации персонала в академии
Свою роль в общей системе играет нематериальное стимулирование. Традиционно оно включает в себя такие элементы, как: корпоративная культура, социальная политика, поощрение различными дипломами, предоставление новых возможностей, например карьерный рост, создание благоприятного психологического климата в коллективе. В СГА имеет место целый ряд подобных стимулов.
Повышение квалификации реализуется с применением технологии телеобучения и включает два уровня:
первый уровень - повышение квалификации без изменения образовательного статуса сотрудника - профессиональная актуализация. Итоговые документы о повышении квалификации на данном уровне - сертификат, свидетельство, удостоверение (в зависимости от объема курса);
второй уровень - повышение квалификации с изменением образовательного статуса сотрудника. Производится совершенствование профессиональных знаний и навыков преподавателя, расширение спектра предметных областей, в которых он может вести преподавание.
Вручение орденов, медалей и грамот производится в соответствии с положением о наградах академии (Приложение Б). Награждаются штатные сотрудники, а так же профессора, преподаватели и директора представительств, работающие по совместительству в СГА не менее трех лет. При условии принадлежности к академическому сообществу, некоторые ордена вручаются с академической мантией и шапочкой. Существует определённый порядок награждения, документально оформленный и утвержденный приказом ректора СГА.
В области социально-психологического консультирования проводятся тренинги по обучению методам психической саморегуляции, поддержанию высокой работоспособности.
Также к методам нематериального стимулирования, практикуемым в ВУЗе, относятся устные или письменные благодарности за эффективную работу; размещение фотографий лучших сотрудников на сайте и в издаваемых буклетах; для некоторых сотрудников допускается гибкий рабочий график. Помимо этого используется горизонтальная ротация кадров, что позволяет сотруднику при переезде в город, имеющий филиал академии, сохранить свою работу.
Для Современной гуманитарной академии использование системы мотиваций, построенной на сочетании различных стимулов, дает возможность удовлетворить потребности наибольшего количества сотрудников, отличающихся друг от друга не только занимаемой должностью, но и местом проживания. При такой сложной организационной структуре (Приложение А) просто необходима система сбалансированных материальных и моральных стимулов и оценок, которые применялись бы с учетом специфики факультетов, кафедр, индивидуальных особенностей преподавателей. Вузы - это одна из тех сфер, где моральные стимулы и оценки всегда ценились высоко и рассматривались как важный рычаг в повышении эффективности преподавательского труда. Методы, применяемые в СГА, разрабатывались с учетом этого принципа. Дальнейшее изучение мотивов трудовой деятельности преподавателей академии, с последующим изменением в структуре мотивации, поможет внести корректировки в распределение доходов вуза, а также, это шаг к усовершенствованию экономических и организационных механизмов, способных заинтересовать профессорско-преподавательский состав в работе. Кроме этого, проведение анализа мотивов полезно для достижения гармонии личных, коллективных и общественных интересов.