Трудовая мотивация персонала: понятие, сущность, концепция Х и У
Как нам представляется, экономику нашей страны следует переориентировать на социально-ориентированную рыночную модель, сочетающую в себе черты планово-распределительной и рыночной экономики. А в этом случае нельзя сбрасывать со счетов роль трудовых коллективов. Реформирование экономики с целью усиления роли трудовых коллективов должно, на наш взгляд, включать в себя:
) систему регулирования экономики на макро- и микроуровнях;
) формирование конкурентной среды между трудовыми коллективами различных типов и видов;
) эффективное преобразование налоговой системы на основе стабильности, оптимальности, поддержки товаропроизводителей, стимулирование инвестиций в приоритетные отрасли, определяющие развитие экономики в целом.
Наряду с указанными факторами следует также подключить и внутреннюю мотивацию деятельности трудовых коллективов. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Мотивация деятельности трудовых коллективов предприятий - это целенаправленное воздействие на коллектив в соответствии с его потребностями, ценностными ориентациями, мотивами, целями. В теории мотивация означает совокупность побудительных сил человека к высокопроизводительному труду. Мотивация коллектива, личности достигается тогда, когда его усилия приводят к определенному результату. Результаты его деятельности влияют на вознаграждение. Вознаграждение представляет определенную ценность, удовлетворяющую потребность.
Таким образом, мотив выступает как внутренний побудитель к действию субъектов производственных отношений. Мотивировать деятельность субъектов производственных отношений - значит дать возможность реализовать их интересы, создать условия, побуждающие к высокопроизводительному труду. При этом следует отметить, что материальные стимулы составляют только незначительную часть целого комплекса системы воздействия на работника с целью повышения эффективности труда.
В мировой экономической литературе, особенно по проблемам мотивации, развивается несколько теорий. Особый интерес представляет теория «иерархии потребностей» Абрахама Маслоу. В ее основе лежат следующие постулаты: во-первых, потребности каждого человека выстраиваются в иерархию соответственно своей важности; во-вторых, как только удовлетворяется один уровень потребностей (низший), возникает другой (более высокий); в-третьих, неудовлетворенная потребность влияет на поведение личности. А. Маслоу выделил следующие виды потребностей: а) низшие (физиологические) потребности; б) потребности в безопасности; в) социальные потребности; г) потребности в получении определенного социального статуса; д) потребности в самореализации.
Удовлетворение потребностей низшего уровня достигается через достаточную оплату труда, создание нормальных условий для трудовой деятельности. Реализация потребностей второго уровня - обеспечение безопасных условий труда, создание гарантий занятости, предоставление непроизводственных льгот. Третий уровень обусловливает необходимость формирования стабильного группового окружения, обеспечение возможности взаимодействия в ходе работы. Четвертый уровень потребностей удовлетворяется через признание трудовых заслуг, перевод на наиболее важные с производственной точки зрения участки работы, должности, ответственности. Пятый уровень - это предоставление работы, требующей наибольшей отдачи, создание условий для творчества, роста высоких достижений.