Трудовая мотивация персонала: понятие, сущность, концепция Х и У
Теорию А. Маслоу дополняет двухфакторная теория мотивации Фредерика Херцберга. Автор выделяет две основные группы факторов: поддерживающих и мотиваторов. В группу поддерживающих факторов включены содержание философии фирмы, межличностные отношения с руководителями, межличностные отношения с другими сотрудниками, в том числе с подчиненными, уровень заработной платы, гарантия занятости, условия труда, социальный статус, состояние личной жизни. В группу факторов-мотиваторов автором отнесены: достижение успеха, признание заслуг, продвижение по службе, содержательная сторона работы, возможности развития личных способностей, обеспечение ответственности.
Теории, основанные на потребностях и связанных с ними факторах, носят в экономической литературе название содержательных. К современным подобным теориям относят так называемые процессуальные теории мотивации, базирующиеся на поведении людей с учетом их собственного восприятия и познания. В экономической теории мотивации к ним относят: теорию ожидания, теорию справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.
Теория ожидания основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения в результате своих потребностей или достижения цели. Мотивация является функцией фактора ожидания - «затраты труда - результаты», ожидания - «результаты - вознаграждение» и валентности (т.е. относительной степени удовлетворения). Наиболее эффективно мотивация достигается тогда, когда субъекты отношений уверены, что их усилия обязательно позволят достичь цели и приведут к получению вознаграждения. К указанной теории относят взгляды В. Врума.
Теория Виктора Х. Врума убедительно показывает значение взаимосвязи между индивидуальной мотивацией и действиями, с одной стороны, и целями организации и индивидуума с другой. Эта взаимосвязь выявляет поведенческие модели индивидуума. Мотивация понимается как процесс регулирования, сознательного выбора работником типа поведения, который приведет его к достижению желаемой цели.
Теория справедливости (подкрепления мотивации) предполагает использование положительных и отрицательных видов подкрепления для усиления мотивации работника. Положительное подкрепление - похвала, признание заслуг, премия, подарки и т.п. Отрицательное подкрепление - отсутствие или прекращение подкреплений, наказание.
На наш взгляд, наибольший интерес представляет теория Портера-Лоулерса, так как в ней комплексно включены теория ожидания и теория справедливости. В этой модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятия, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Исходя из этой модели, достигнутые результаты деятельности трудового коллектива зависят от приложения индивидуальных усилий, способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень прилагаемых усилий определяет ценность вознаграждения. Данная модель вносит, на наш взгляд, существенный вклад в понимание мотивации. Она еще раз подтверждает, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Очень важно для понимания мотивации объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимосвязанной системы.