Рекомендации по улучшению организационного механизма управления качеством
Постоянное, каждодневное улучшение бизнес-процессов, осуществляемое всеми работниками предприятия, является одним из принципов менеджмента качества. Но постоянное улучшение не может бесконечно давать необходимые результаты, рано или поздно оказывается, что дальнейшее повышение качества в рамках существующей системы управления невозможно.
В противоположность постоянному улучшению, которое постоянно накапливает эффективность, реинжиниринг совершает прорыв в улучшении, дает резкое повышение эффективности и результативности.
Реинжиниринг - это методология совершенствования путем фундаментального переосмысления, радикальной модификации или даже коренного перепроектирование процессов, нацеленная на достижение существенного улучшения критических показателей исполнения деятельности в организации, в частности:
увеличение добавленной ценности;
улучшение показателей качества процессов и/или продукции;
снижение затрат и рост прибыли;
сокращение времени производственного цикла;
и, как результат, повышение конкурентоспособности не только продукции, но и организации в целом.
Реинжиниринг - это не тот инструмент, который нужно использовать для достижения. В отличие от многих других ранее рассмотренных инструментов, реинжиниринг всегда нацелен на прорыв.
Стратегическое назначение реинжиниринга - достижение переломных улучшений показателей исполнения деятельности в организации. Одной из главных целей реинжиниринга является увеличение доли действий, связанных с добавлением ценности продукции, выпускаемой предприятием.
Принципиальные положения реинжиниринга:
перестройка процессов должна осуществляться с чистого листа (то есть без учета всего предшествующего опыта);
реинжиниринг ставит под сомнение основные предположения и пути, которыми до сих пор пользовались на производстве;
реинжиниринг требует творческого подхода персонала;
радикальные изменения осуществляются с помощью или на основании информационных технологий.
В таблице 3.2.1. отражены различия между постоянными улучшениями и реинжинирингом. Проект по реинжинирингу осуществляется обычно в несколько этапов:
анализ действующих на производстве бизнес-процессов и их моделирование;
переосмысление процессов и разработка принципов новых бизнес-процессов;
внедрение новых бизнес-процессов.
Таблица 3.2.1
Основные различия между улучшениями и реинжинирингом
Наименование параметра |
Методы постоянного улучшения |
Реинжиниринг |
Уровень изменений |
Наращивание |
Радикальный |
Начальная точка |
Существующий процесс |
Единовременно |
Требуемое время |
Короткое |
Длительное |
Направление воздействия |
Снизу вверх |
Сверху вниз |
Охват |
Узкий |
Широкий, межфункциональный |
Риск |
Умеренный |
Высокий |
Основное средство |
Статистические методы |
Информационные технологии |
Тип изменения |
Культурный |
Культурно-структурный |
Источник: Разумов. От качества продукции к качеству управления
Развитие тотального менеджмента качества существенно повлияло в последние годы на менеджмент предприятия в целом. Это вызвано и единством целей этих систем, и все увеличивающейся ролью качества в выпуске конкурентоспособной продукции и завоевании рынков сбыта.
На практике находят применение два способа реинжиниринга.
. Реинжиниринг-модификация действующего процесса. В этом случае имеющийся процесс (после его изучения, документирования, анализа и переосмысления) подвергается радикальной модификации. Этот способ позволяет наиболее полно использовать знания и опыт, накопленные в организации на протяжении длительного промежутка времени при практическом осуществлении прежнего варианта процесса. Однако при этом остается риск повторения старых ошибочных представлений о процессе (конструкции). Несмотря на указанный недостаток, этот умеренный вариант реинжиниринга имеет наибольшие шансы на успех при его практическом применении для модификации действующего процесса. Следует помнить, что реинжиниринг-модификация действующего процесса не означает совершенствования на основе тактики «мелких шагов» (кайдзэн), а предполагает обязательное применение тактики «крупных шагов» (кайрё). В этом случае члены команды, осуществляющие проект реинжиниринга-модификации, стараются использовать все лучшее, имевшееся в рамках ранее применявшегося процесса, и стремятся достичь его радикальной модификации.