Рекомендации по улучшению организационного механизма управления качеством
. Реинжиниринг с чистого листа. В этом случае полностью отказываются от ранее применявшегося процесса, а оборудование, использовавшееся при его осуществлении, разбирают и утилизируют. Новый процесс создают с чистого листа, но с учетом анализа и фундаментального переосмысления прежде существовавшего процесса. Реинжиниринг с чистого листа снижает риск повторения старых ошибок, позволяет избежать опасности быть погребенными под большим количеством деталей старого процесса. Однако пренебрежение ранее применявшимся процессом очень рискованно, так как может привести к игнорированию знаний и опыта, накопленных в организации. По мнению автора книги, имеющийся опыт свидетельствует о том, что « .весьма немногие организации достигли успеха, пытаясь создать совершенно новый процесс» [43]. Тем не менее, в случае успешного выполнения реинжиниринга с чистого листа достигается значительно более высокий уровень совершенствования и даже прорыва в улучшении критических показателей исполнения деятельности в организации.
Реинжиниринг является одним из самых радикальных вариантов осуществления очередной итерации процесса постоянного улучшения. Каждая итерация процесса постоянного улучшения предусматривает выполнение следующих четырех крупных стадий:
а) выбор процесса;
б) описание и оценка существующего процесса;
в) улучшение процесса и стандартизация достигнутого усовершенствования;
г) полномасштабное внедрение улучшенного процесса.
Этапы выполнения проекта реинжиниринга в целом соответствуют этим четырем крупным стадиям процесса постоянного улучшения. Однако специфической особенностью реинжиниринга является то, что его результаты практически всегда требуют радикальной модификации, перестройки или даже полного перепроектирование и замены ранее применявшегося процесса, аппаратов и оборудования. Поэтому процедуру осуществления проекта реинжиниринга можно представить в виде шести основных этапов [43].
Следует отметить, что третий, четвертый и пятый этапы графически проиллюстрированной процедуры реинжиниринга представляют собой определенную детализацию содержания стадии «улучшение процесса и стандартизация достигнутого улучшения», выполняемой на каждом этапе процесса постоянного улучшения.
На первом этапе процедуры осуществления реинжиниринга высшее руководство должно принять решение о том, какой из выполняемых в организации процессов будет подвергнут реинжинирингу.
Объектом реинжиниринга являются не организации, а процессы. Предприятия подвергают реинжинирингу не свои отделы продаж или производства, а работу, выполняемую персоналом этих отделов.
Одним из путей улучшения управления процессами, в совокупности образующими бизнес компании, является придание им наименований, отражающих их исходное и конечное состояния. Эти наименования должны отражать все те работы, которые выполняются в промежутке между стартом и финишем процесса. Термин «производство», звучащий как название отдела, лучше подходит к процессу, происходящему от момента закупки сырья до момента отгрузки готовой продукции.
Для первичного определения процессов предприятия в качестве ориентира может служить система качества ИСО 9001. В стандарте ИСО 9001 перечисляются те бизнес-функции предприятия, или, другими словами, элемента качества, на которые распространяется действие стандарта:
Ответственность руководства;
Система качества;
Анализ контракта;
Управление проектированием;
Управление документацией;
Закупки продукции;
Продукция, предоставленная потребителем;
Идентификация продукции и прослеживаемость;
Управление процессами;
Контроль и проведение испытаний;
Контрольное, измерительное и испытательное оборудование;
Статус контроля и испытаний;
Управление несоответствующей продукцией;
Корректирующие и предупреждающие действия;
Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка;
Регистрация данных о качестве;
Внутренние проверки качества;
Подготовка кадров;
Техническое обслуживание;
Статистические методы.
При определении порядка реинжиниринговых мероприятий после идентификации процессов используются три критерия, определяющих последовательность замены процессов. Первый - дисфункциональность: осуществление каких процессов сопряжено с наибольшими трудностями? Второй - значимость: какие процессы оказывают наибольшее воздействие на клиентов компании? Третий - осуществимость: какие из происходящих в компании процессов могут быть перепроектированы в данный момент наиболее успешно? [37].
Проект по реинжинирингу бизнеса обычно включает в себя следующие четыре этапа:
. Разработка образа будущей компании;
. Создание модели существующей компании (обратный инжиниринг);
. Разработка нового бизнеса (прямой инжиниринг);
.1 Перепроектирование бизнес-процессов;
.2 Разработка бизнес-процессов компании на уровне трудовых ресурсов;