Анализ конкурентной среды предприятия
Анализ конкуренции - важное направление маркетинговых исследований, имеющее целью уточнение вопросов привлекательности рынков и используется для выработки стратегии фирмы в области производства и сбыта.
Контроль за конкурентами дает возможность удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволяет фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке, кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок и презентаций.
Для комплексного анализа конкурента необходима следующая информация:
название фирмы-конкурента или потенциального конкурента;
численность и состав персонала фирмы-конкурента;
детальная структура организации фирмы-конкурента и ее подразделений;
подробные данные о финансовом состоянии фирм-конкурентов;
оценка рынка, на котором оперирует конкурент;
подробная информация об имеющемся ряде товаров (услуг), включая их качество и цены;
данные о доле обслуживаемого рынка по сегменту и в географическом аспекте;
информация о рекламе и стимулировании сбыта, уровне затрат капиталов, времени, о выборе средств;
информация об основных обслуживаемых сегментах потребителей. Оценка имиджа фирмы на рынке;
данные о расходах на исследование и развитие, приобретение оборудования. Изучение основных направлений развития и географического охвата;
информация об уровне, сроке службы, использовании, производительности, степени загрузки, политике в области замены оборудования;
данные об основных поставщиках;
информация о персонале (численность, взаимоотношения, продуктивность работы, ставки заработной платы, политика поощрений и санкций);
данные об основных служащих;
данные о системах контроля, информации и планирования.
Важное значение имеют анализ стратегии и оценка стратегических возможностей.
Стратегия основных конкурентов анализируется для оценки их сильных и слабых сторон, чтобы выработать стратегические альтернативы фирмы и определить наиболее вероятные ответные действия конкурентов на стратегические маневры фирмы.
Анализ стратегии конкурента действует в следующих направлениях:
оценка цели фирмы-конкурента;
оценка перспективы улучшения ее деятельности;
оценка сильных и слабых сторон конкурента;
оценка способности фирмы приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям;
оценка квалификации персонала;
оценка деятельности высшего руководства.
В таблице 5 представлена информация по конкурентам фирмы ООО «Лаборатория отопления», осуществляющих поставку отопительного оборудования на российский рынок.
Таблица 5. Основные конкуренты ООО «Лаборатория отопления»
Название организации |
Адрес |
Направление деятельности |
Срок работы на рынке |
ООО «КотелХаус» |
г. Москва, ул. Волгоградский проспект д.32. |
Официальный дилер Junkers (BOSCH Gruppe), Navien, Ferroli, IMMERGAS, BAXI. Сервисный центр. Монтаж. |
1,5 года |
ООО «Жар-птица» |
г. Москва, метро Бауманская, Спартаковская площадь дом 14, стр.1, офис 306. |
Официальный дилер Junkers (BOSCH Gruppe), De Dietrich, Buderus. Сервисный центр. Монтаж. |
5 лет |
ЗАО «Роберт Бош» |
г.Москва, ул.Академика Королева, д. 13 |
Официальный дилер Junkers (BOSCH Gruppe). Сервисный центр. Монтаж. |
20 лет |
Группа Климатик |
г.Москва, ул.Нижняя Сыромятническая, 11 |
Официальный дилер NAVIEN <http://www.climatik.su/kotel/nastenn/gas/navien.html>, IMMERGAS <http://www.climatik.su/kotel/nastenn/gas/immergas.html>, FONDITAL <http://www.climatik.su/kotel/nastenn/gas/fondital.html>, BAXI <http://www.climatik.su/kotel/nastenn/gas/baxi.html> 10 лет | |
ООО «Дельта-Т» |
г.Москва, ул. Профсоюзная, д.66, стр.2, офис 2 |
Официальный дилер Ferroli, Buderus, NAVIEN <http://www.climatik.su/kotel/nastenn/gas/navien.html>, IMMERGAS <http://www.climatik.su/kotel/nastenn/gas/immergas.html>, FONDITAL <http://www.climatik.su/kotel/nastenn/gas/fondital.html>, BAXI <http://www.climatik.su/kotel/nastenn/gas/baxi.html>7 лет | |
ООО «Техник-Газсервис» |
г.Москва, Солнцевский пр-т 25/2 |
Официальный дилер Junkers (BOSCH Gruppe), Buderus, De Dietrich, Grundfos, Kermi, OVENTROP, ARISTON, Attack, NAVIEN <http://www.climatik.su/kotel/nastenn/gas/navien.html>, FONDITAL <http://www.climatik.su/kotel/nastenn/gas/fondital.html>, Ferroli. 19 лет |