Проблемы и развитие банковского менеджмента в России сегодня
При складывающихся условиях Центральный Банк Российской Федерации должен будет контролировать соблюдение требований законодателя по увеличению минимального уровня собственных средств (капитала) банка, а также процесс перерегистрации и лицензирования. 30 декабря 2008 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», в котором прописана процедура проведения реорганизации кредитных организаций, что является дополнительным подтверждением зреющего процесса объединения банков [29]. По оценке Центрального Банка Российской Федерации, число банков, у которых может быть отозвана лицензия, может достичь 250, а до 2012 года их число увеличится до 300 [30].
На данном этапе также перспективным направлением в области организации оценки качества управления представляется не только выработка жестких нормативов и установление тотального контроля за деятельностью банка компетентными органами, но и разработка такой системы показателей оценки качества управления, которая позволила бы кредитным организациям не только использовать их в качестве ориентира, но и извлекать из их применения конкурентное преимущество. К работе по созданию таких систем показателей целесообразно привлекать внешних и внутренних аудиторов, все банковское сообщество во главе с Центральным Банком.
Нельзя не отметить и стремление российских банков перенять опыт более «взрослых» и опытных банков Европы и Запада в управлении банковской деятельностью. Правда, не все еще научились применять эти знания коллег с пользой для собственного бизнеса. Например, уже в настоящее время в российских коммерческих банках в рамках подразделения внутреннего контроля действует служба комплаенс-контроля. Функции комплаенс-контролера чаще всего выполняются «по совместительству» сотрудником подразделения внутреннего контроля и не имеют приоритета [25. С. 6]. Между тем значение комплаенс-контроля для банка чрезвычайно важно, что неоднократно подтверждалось в деятельности банковской системы других стран, т.к. он нацелен не только на соблюдение банком всех действующих норм и правил регулирования банковской деятельности, но и на соответствие всех нормативно-методических и даже стратегических документов банка этим правилам. По этому все большее количество специалистов склоняются к мысли, что именно этот вид контроля должен получить в российских банках особый статус, так как он помогает решить ряд задач: установить контроль за юридическим риском, избежать возникновения риска потери репутации, связанного с недобросовестным соблюдением сотрудниками правил и норм деловой этики, оптимизировать отношения с органами надзора, укрепить конкурентоспособность и др. [25. С. 7].
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что нынешний финансовый кризис принес не только отрицательные, но и положительные моменты в функционирование банковской системы. наблюдается активная реакция как со стороны государственных структур, так и со стороны самих кредитных организаций. И даже, несмотря на то, что в результате некоторое число банков совсем ушло с рынка, в целом качество банковского сектора, несомненно, возросло, а сами банки вступили на новый уровень своего развития. Своеобразный естественный отбор - остаются сильнейшие. Руководству банков в современных условиях приходится идти на изменения ведения менеджмента в банках, практически учиться не только на чужих ошибках, но зачастую и на своих. А это значит, что вводятся или будут вводиться абсолютно новые инструменты в целях оптимизации деятельности банка и снижения всевозможных рисков.