Проблемы и развитие банковского менеджмента в России сегодня
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное банковское дело относится к одной из самых динамичных сфер экономики. Техническая революция, усиление конкурентной борьбы, стремительная инфляция, экономические кризисы привели к повышению рискованности банковской деятельности. На нынешнем этапе развития банковской системы главная задача заключается в поиске реальных путей минимизации рисков и получения достаточных доходов для сохранения средств вкладчиков и поддержания жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы требует использования многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком, объединенных понятием менеджмента.
Эффективность процесса управления зависит от способности предсказывать будущее, думать на перспективу и пристально контролировать риски. Определяющим является качество подготовки и уровень профессионализма, компетентности всего персонала банка. Кроме того, успех этого дела невозможен без приоритета общечеловеческих ценностей в системе ценностей банка. В условиях нестабильности экономики и неустойчивости финансового рынка задача создания и обеспечения эффективного функционирования системы управления банковским персоналом становится жизненно важной и необходимой. Поэтому в банке необходимо тщательно отслеживать все сферы деятельности.
Для российской практики совершенствование управления работой банка особенно актуально. Переход к рыночной идеологии потребовал овладения новыми управленческими методами и инструментами. За сравнительно небольшой промежуток времени банки сумели в значительной мере освоить и применять современные способы управления, адекватные рыночным условиям. Однако считать, что все методы и способы управления уже известны и в той или иной степени применяются на практике, неверно. События недавнего времени показали, что российская банковская практика еще далека от совершенства и банкам предстоит долгий путь овладения современными инструментами управления своей деятельностью.
Несомненно, менеджмент в российских банках еще не до конца сформировался, не до конца и руководители научились максимально использовать накопленные мировым экономическим сообществом знания. Но финансовый кризис ускорил все эти процессы.
Тем не менее, в современной системе банковского менеджмента в России существует множество проблем, требующих безотлагательного решения.
В первую очередь, это изменение кадровой политики в банках. Необходимо повышать мотивацию сотрудников, но не только через материальные блага (рост заработной платы, премии), а путем внедрения корпоративной этики, культуры, единства всей структуры персонала.
Банки должны научиться верно взвешивать риск и прибыль, что бы уйти от практики принятия непомерных рисков из-за надежды на сиюмитную прибыль; научиться управлять своей деловой репутацией, ведь эта мера действительно ведет к уменьшению других видов рисков - именно это и показал кризис 2008 года). Несомненно, требуется повышение уровня доверия к банковской системе России как россиян, так и сторонних наблюдателей.
Российским банкам необходимо догонять уровень развития продуктовой линейки других стран. Это должно происходить не только за счет увеличения числа предлагаемых продуктов, но и за счет развития технической оснащенности банков, за счет внедрения новых технологий и доведения конечной услуги до потребителя.