Организация муниципального управления транспортным комплексом
В нашей стране система управления общественным пассажирским и грузовым транспортом складывалась в годы централизованного отраслевого принципа управления. В числе основных недостатков существовавшего механизма управления можно отметить: монополизм в деятельности предприятий; приоритет хозяйственных интересов над социальными; отсутствие действенных стимулов к повышению качества работы и более полному удовлетворению потребностей потребителей; фактическое отстранение потребителей от влияния на результаты деятельности производителей услуг городского общественного пассажирского транспорта. Эти недостатки послужили основанием для реформирования существовавшей системы управления транспортом в соответствии с требованиями новых экономических условий [45, с.227].
Высокая социальная значимость услуг общественного пассажирского и грузового транспорта в муниципальном образовании и его градообслуживающая функция обусловливают необходимость централизованного и скоординированного управления процессом предоставления транспортных услуг потребителям. Местный характер производства и потребления услуг общественного пассажирского транспорта определяет целесообразность передачи функций управления процессом предоставления услуг местным органам власти [45, с.210].
Основными задачами государственного и муниципального управления в сфере организации транспортного обслуживания являются:
обеспечение надежного состояния транспортных линий;
приведение подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;
обеспечение надлежащей безопасности и качества перевозок;
модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения [45, с.211].
Управление организацией транспортных перевозок в муниципальном образовании со стороны местных властей призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев потребителей транспортных услуг с минимальными потерями времени. Поэтому главным комплексным критерием для оценки качества транспортного обслуживания муниципального образования является показатель общих затрат времени на поездку (передвижение). Величина указанного показателя не должна превышать одного часа, в противном случае наступает явление «транспортной усталости», которое приводит к резкому снижению производительности труда.
Основными субъектами систем управления пассажирским и грузовым транспортом в современных условиях являются:
органы государственной власти (Российская Федерация, ее субъекты), выступающие в качестве системных инвесторов развития и поддержания работоспособности транспорта;
органы местного самоуправления (администрации, муниципалитеты) как генеральные заказчики транспортных услуг, регуляторы рынка их производства, проводимой тарифной и текущей субсидиарной политики;
население муниципальных образований, выступающее в роли потребителей услуг и частично финансирующее их производство в форме оплаты проезда;
лицензированные предприятия (компании) различных форм собственности, производящие транспортные услуги.