Организация муниципального управления транспортным комплексом
Перспективной является схема управления перевозками с выделением в отдельную структуру (муниципальное предприятие) службы муниципального заказчика транспортных услуг. Эта структура ведает вопросами транспорта и содержания муниципальных дорог и состоит из трех звеньев: администрация муниципального образования, служба муниципального (генерального) заказчика на транспортное обслуживание и предприятия пассажирского или грузового транспорта. Служба муниципального заказчика как отдельная структура управления транспортом для качественного и эффективного выполнения стоящих перед ней задач должна иметь следующие функциональные подразделения:
отдел планирования объема транспортных услуг и формирования городского заказа, определяемых на основе маркетинговых данных и установленного уровня качества обслуживания пассажиров;
отдел заключения договоров на обслуживание пассажиров и организацию конкурсного отбора подрядчиков;
отдел (служба) диспетчеризации, при этом предпочтительна передача диспетчерской службы независимому предприятию;
отдел контроля, в задачу которого входит контроль за точностью и своевременностью выполнения работы предприятиями-перевозчиками, контроль за полнотой сбора проездной платы на маршрутах;
отдел расчетов с перевозчиками, в функции которого входят учет поступления бюджетных средств на оплату услуг и расчет с предприятиями за выполненную транспортную работу.
Все отделы этой службы в зависимости от принятой политики местных органов власти решают следующий комплекс задач:
изучение транспортной подвижности населения города и его потребности в перевозках;
разработка совместно с научно-исследовательскими и проектными организациями городской сети маршрутов;
разработка мероприятий по улучшению транспортного обслуживания населения;
разработка расписания транспортных средств на маршрутах согласно потребностям населения, предприятий и организаций города;
согласование рассчитанных транспортными предприятиями расходов;
заключение с транспортными предприятиями договоров на выполнение транспортных перевозок;
контроль соблюдения требований по оснащенности и санитарному состоянию подвижного состава;
контроль за содержанием и оборудованием остановочных пунктов, освещением улиц и состоянием дорожного покрытия на маршрутах транспортных перевозок;
контроль выполнения распоряжений главы администрации, касающихся сферы транспорта;
приобретение новых пассажирских транспортных средств и передача их муниципальным транспортным предприятиям города и т.д.
Из перечисленных задач наиболее значимыми являются организация и координация формирования и развития целостной системы управления сферой пассажирского транспорта и контроль полноты и качества выполняемой транспортной работы. Таким образом, служба заказчика транспортных услуг распределяет на конкурсной основе объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет оперативный контроль работы транспорта.
Непосредственное управление движением и учет работы подвижного состава на маршрутах осуществляются муниципальными и частными предприятиями, которые находятся на втором уровне системы управления пассажирскими перевозками.