Организация муниципального управления транспортным комплексом
Органы местного управления могут быть наделены полномочиями по финансированию муниципальных транспортных предприятий-перевозчиков для компенсации перевозки льготных категории пассажиров.
Для финансирования организаций пассажирского транспорта в основном используются следующие механизмы: оплата транспортных услуг в соответствии с выполненным расписанием; финансирование на основе выполненных объемов перевозок и качества оказанных услуг, в его основе лежит усредненная цена одного пассажиро-километра с действием поправочных коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава. Согласно пп.4 п.1 ст.17 <garantF1://86367.170104> Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями [32, с.19].
Основной производственной единицей муниципального общественного пассажирского транспорта является транспортная организация - перевозчик пассажиров или груза.
Главная задача организации и планирования транспортных услуг в каждом транспортном предприятии состоит в обеспечении рационального сочетания и использовании всех ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в объеме и качестве транспортных услуг [16, с.18].
Пассажирский транспорт входит в предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку пассажиров, хранение, обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями. В составе предприятия пассажирского транспорта выделяют следующие группы подразделений: основное производство (перевозка), вспомогательное (техническое обслуживание) и обеспечивающие службы (обеспечение ресурсами).
Каждое автотранспортное предприятие, занимающееся перевозками, имеет в своем составе пять основных служб: техническую (техническое обслуживание подвижного состава); эксплуатационную (управление перевозочным процессом); экономическую (планирование производственной деятельности); службу безопасности движения; кадровую службу.
Предприятия и организации пассажирского транспорта самостоятельно утверждают организационную структуру управления.
Служба эксплуатации является основной в любой автотранспортной организации. В ее состав входят производственные и функциональные подразделения. Функциональные подразделения службы эксплуатации представлены отделами эксплуатации и сбора доходов. В функции отдела эксплуатации входит подготовка документации для получения сертификатов соответствия на оказываемые услуги по перевозке пассажиров и лицензий на осуществляемую транспортную деятельность. Отдел сбора доходов обеспечивает наличие билетов у материально ответственных лиц. Производственно-техническую службу составляют производственные подразделения.
В структуре управления предприятиями электрического транспорта выделяют непосредственно аппарат управления, службу подвижного состава, службу движения (включая диспетчерскую службу), службу путевого хозяйства, службу энергохозяйства и различные аварийно-восстановительные службы и бригады.