Имидж компании как одна из составляющих организационной культуры
Организационную культуру можно определить как набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения [13, c.54].
Ученые Ф.Харрис и Р.Морган выделяют ряд характеристик организационной культуры. Некоторые из них напрямую связаны с этикетом:
· внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие деловых стилей, опрятность, косметика, прическа, униформа, спецодежда и проч.);
· коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, телефонный стиль, жаргон, жестикуляции и проч.);
· что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания, включая наличие или отсутствие таковых мест в компании, дотация питания, едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и проч.);
· осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у сотрудников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это);
· взаимоотношение между людьми (по возрасту, полу, статусу, власти, интеллекту, опыту, знаниям, рангу, степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов).
Чтобы хорошие деловые манеры персонала стали действительно прибыльными для бизнес-организации, принципиально важно, чтобы сотрудники одинаково понимали, что принято в их организации, а что нет, что приемлемо в поведении, а что недопустимо [14, c.17].
В основе организационной культуры лежит философия предприятия, которая разрабатывается в рамках общепринятых законов и положений: Декларация прав человека, религиозных учений, конституции, гражданского кодекса, законов о труде, коллективного договора, устава предприятия. При разработке философии предприятия необходимо учитывать: национальный состав работников, количество работающих, культурный уровень персонала, тип производства (отрасль), уровень жизни. Именно философия предприятия является основанием при разработке миссии, целей, общих принципов и правил поведения, т.е. основанием организационной культуры предприятия. Единая философия объединяет людей, принадлежащих к разным конфессиям, является цементирующим звеном во время кризисов. Пренебрежение философией предприятия ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, а также к снижению имиджа предприятия [15, c.231].
Понятие культуры фирмы включает в себя множество компонентов, но особое место при ее формировании занимает мнение о фирме, ее общественный авторитет. Если руководитель, менеджер хочет, чтобы его фирма на рынке преуспевала, то необходимо постоянно заботиться о ее имидже, о том, как партнеры, покупатели, все общество ее воспринимают. Репутация фирмы представляет собой сложное понятие, вмещающее, в частности, в себе весь цикл операций с товаром: от его конструкторской проработки до продажи конечному покупателю. Но на этом процесс формирования хорошей репутации не завершается. Поэтому вся фирма должна быть ориентирована на потребителя. Бессмысленно вкладывать огромные средства в пышную рекламную компанию, если их с легкостью «пустят по ветру», грубый администратор или вспыльчивый руководитель. Каждый сотрудник призван ощущать свою личную ответственность за репутацию фирмы, поэтому необходимо ценить и воспитывать в персонале честность, внимательность и надежность.
Высокая репутация служит для клиента гарантией качества предоставляемой услуги. Уверенность представителей общественности в том, что компания с положительной репутацией не продаст товар надлежащего качества, отразится на увеличении скорости и объемов реализации товаров.
К внешним методам управления репутацией компании следует отнести:
· благотворительная деятельность, меценатство;
· спонсорская поддержка конференции, форумов;
· проведение тренингов, семинаров для представителей целевой аудитории;
· издание газеты или журнала компании;
· создание профессиональных ассоциаций.
Внутри организации управление репутацией следует осуществлять по следующим направлениям:
· разработка миссии и философии компании;
· создание и внедрение корпоративного кодекса поведения;
· формирование имиджа первых лиц;
· развитие системы управления компанией с позиции «человеческого капитала», бережного отношения к сотрудникам.