Анализ стилей руководства ООО «Спорт-Мастер»
Источник: личный ежедневник директора магазина «Спортмастер»
Исходя из вышеприведенного планирования вполне возможно определить деловые контакты руководителя, форму ведения совещаний, прием посетителей, контроль исполнения заданий, наличие делегирования полномочий, технику управления, планирование затрат рабочего времени.
Управление персоналом в ООО «Спорт-Мастер» осуществляется директором. В его компетенцию входит прием и увольнение сотрудников, повышение их квалификации, материальное и моральное стимулирование, контроль.
На первый взгляд может показаться, что фирмой управляет авторитарный руководитель, использующий жесткие методы руководства. Но на деле все не совсем так. Директор ООО «Спорт-Мастер» - руководитель строгий, но справедливый, заинтересованный и в некотором роде демократичный. Он в фирме является лидером, причем лидером не только формальным, но и неформальным, т.е. имеет авторитет у подчиненных. Он не боится расширять полномочия своих подчиненных, справедливо оценивает их успехи, умеет правильно реагировать на критику, крайне редко использует в работе метод принуждения - ему достаточно просьбы.
При определении стиля руководства предприятием несложно определить, что это демократический стиль или (если исходить из концепции Врума-Йотона) стиль «консультативно-групповой». В своей работе руководитель использует в основном экономические и социально-психологические методы и крайне редко организационно-распорядительные. Метод деллигирования полномочий и метод мозговой атаки также имеют место в управлении.
Очень часто говорят: «если хочешь узнать, какой стиль и метод руководства выбрал руководитель, просто посмотри на его стол для совещаний». Стол для совещаний в кабинете директора ООО «Спорт-Мастер» занимает особое почетное место - это стол в форме эллипса с расставленными вокруг него одинаковыми офисными стульями. То есть, за столом нет ярко выраженного места руководителя, все сидящие за ним имеют равные условия, что особенно хорошее подходит для демократического «консультативно-группового» стиля руководства.
Рис. 1. Стол для совещаний ООО «Спорт-Мастер»
Коллектив ООО «Спорт-Мастер» дружный и работоспособный, вместе работают, вместе борятся с конфликтами и неудачами, вместе радуются победам. За три года полноценной работы предприятия они добились значительных успехов, создано множество новых товаров, осуществлен не один большой проект, рентабельность производства значительно превышает нормативные значения. И если в дальнейшие годы у руля ООО «Спорт-Мастер» будет продолжать стоять разумный, знающий, опытный лидер-руководитель фирме будет куда расти и развиваться.
Здесь маркетинговая служба разрабатывает предложения по направлениям повышения эффективности деятельности компании, политику ценообразования, пути снижения себестоимости услуг, предоставляемым фирмой. Таким образом, принятие всех решений деятельности предприятия, в том числе и по торговой деятельности формируется на базе большого маркетингового исследования и стратегии развития предприятия. Руководитель старается использовать современную информационную технологию управления для наиболее успешного функционирования организации.
Для решения исследовательских задач используем методику «Определение стиля управления персоналом», разработанную В.П. Захаровым. Адаптированный вариант данной методики представлен по описанию авторов «Рабочей книги практического психолога». Методика представляет собой опросник из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителей и коллективов. Результаты исследования приведены в таблице 5.
Таблица 5
Определение стиля управления персоналом руководителя ООО «Спорт-Мастер»
№ п./п. |
Ф.И.О. респондента Показатели |
Руденко Владимир |
Воронов Дмитрий |
Нечухаева Инна |
Щепочкина Галина |
Трофимова Марина |
Итого (вариант ответа) |
Итого (вариант стиля) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Способ решения дел |
Б |
В |
Б |
В |
Б |
Б |
Д |
2 |
Метод приказа |
Б |
В |
В |
Б |
В |
B |
Д |
3 |
Отношение к заместителям |
Б |
А |
А |
А |
А |
А |
Д |
4 |
Подход к решению служебных задач |
В |
В |
В |
Б |
Б |
В |
Д |
5 |
Отношение к инициативе подчинённых |
А |
В |
В |
В |
В |
В |
Д |
6 |
Отношение к критике |
А |
Б |
Б |
А |
А |
А |
Д |
7 |
Отношение к ответственности |
Б |
Б |
Б |
Б |
- |
Б |
Д |
8 |
Отношение к советам подчиненных |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
Б |
Л |
9 |
Потребность в совете |
Б |
Б |
В |
Б |
Б |
Б |
Д |
10 |
Отношение к подчиненным |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
Л |
11 |
Влияние критических ситуаций на поведение руководителя |
Б |
А |
А |
Б |
В |
А/Б |
Л/А |
12 |
Решение вопросов, в которых руководитель некомпетентен |
Б |
А |
Б |
Б |
А |
Б |
Д |
13 |
Требовательность |
Б |
А |
А |
А |
Б |
А |
Д |
14 |
Контроль за результатом |
А |
В |
А |
А |
А |
А |
Д |
15 |
Поддержание дисциплины |
А |
В |
В |
А |
В |
В |
Л |
16 |
Работа подчиненных с руководителем |
Б |
В |
В |
Б |
Б |
Б |
Д |
Итого |
Д |
Л |
Л |
Д |
Д |
Д |
Д |