Модели информационных систем предприятий с использованием Интернет-технологий
Специалистами компании IBM выделяются ряд моделей интеграции Интернет-технологий в информационную систему предприятия (рисунок 1) [12].
Рисунок 1 - Классификация моделей интеграции Интернет-технологий в информационную систему предприятия
Укрупненная группировка позволяет рассматривать модель типа "интранет" и модели типа "экстранет" [22].
Модель типа "интранет" предполагает создание внутренней информационной системы. Доступ к информационным ресурсам такой системы предоставлен только сотрудникам данного предприятия и защищен от внешнего мира специальными средствами. Интранет-системы повышают оперативность обмена информацией между всеми сотрудниками, облегчают установление обратных связей, позволяют персоналу вести совместную работу независимо от местонахождения. Подобные системы снижают некоторые логистические издержки предприятия, связанные с организацией внутренних информационных потоков, оптимизируют процессы управления (в том числе процессы планирования). Таким образом, применение модели "интранет" позволяет повысить эффективность функционирования логистической информационной системы и предприятия в целом [20].
Все модели типа "экстранет" предполагают возможность доступа в информационную систему (сеть) предприятия субъектов внешней среды. Наиболее простой в этой группе является модель визитной карточки. Доступ к такой системе возможен не только для сотрудников предприятия, но и извне, со стороны тех, кому даны соответствующие права. Прозрачная для партеров, но закрытая для посторонних, информационная система работает как визитная карточка или справочник предприятия: содержит информацию об ассортименте, ценах на товар, о скидках и льготах, базу данных клиента (состояние его счетов, информацию о размещенных заказах и т.д.). У предприятия появляется возможность не только информировать потребителей о своей деятельности, но и осуществлять обратную связь с потребителем с помощью электронной почты, процедуры опознавания, процедуры подписки на web-сервере. Создание такой информационной системы позволяет сократить время на поиск партнеров; осуществлять деятельность вне привязки к локальному рынку или географической территории, увеличить эффективность управления логистической системой предприятия в целом.
Модель электронного заказа предполагает привлечение клиентов к работе непосредственно в информационной системе предприятия. Пользователем такой электронной системы может быть как корпоративный клиент (промежуточный потребитель, потребитель товаров производственного назначения), так и конечный потребитель. Соответственно, в рамках данной модели выделяют два более узких вида: модель "бизнес-бизнес" и модель "бизнес-потребитель". Такое разделение характерно для всех моделей экстранета, но в модели визитной карточки указанная дифференциация потребителей не оказывает существенного влияния на принципы работы информационной системы и подробно не рассматривается.
Реализация модели электронного заказа вида "бизнес-бизнес" может осуществляться путем создания любой из двух видов торговых площадок: информационной системы взаимодействия с корпоративными клиентами на уровне предприятия или независимой торговой электронной системы (электронная биржа или аукцион) [7].