Модели информационных систем предприятий с использованием Интернет-технологий
При использовании первой категории торговых площадок, потребитель через информационную систему размещает заказ, фактически управляя складом готовой продукции предприятия-производителя: при недостаточности наличного запаса готовых изделий на складе, товар автоматически запускается в производство. Информационная система данного вида выполняет следующие функции: поиск в прайс-листе необходимой позиции, составление бухгалтерской отчетности, анализ спроса и предложения, выбор и оптимизация путей доставки, выбор наилучшего варианта и реализация оплаты и страховки и т.д.
Вторая категория торговых площадок (электронные биржи и аукционы), помимо непосредственного исполнения функции размещения заказа, оснащена инструментарием для организации торгов. Система данного вида позволяет автоматизировать процесс поиска необходимого партнера и согласования условий сделки; предусматривает возможность устраивать тендеры и аукционы, содержит удобный механизм сравнения цен. Предприятие-потребитель имеет возможность быстро выбрать интересующий его товар по минимальной цене. При этом у потребителя снижаются логистические издержки связанные с созданием материальных запасов (закупкой), а также издержки связанные с управлением логистической системой. Предприятие-поставщик может снижать издержки, связанные с хранением запасов готовой продукции, и затраты по управлению логистической системой [17].
Модель электронного заказа вида "бизнес потребитель" (торговля в розницу) предполагает создание собственных Интернет-магазинов или потребительских аукционов. Такого рода электронные площадки могут создаваться предприятиями-производителями, но чаще - предприятиями, специализирующимися на оказании торгово-посреднических услуг. Подобная Интернет-компания делает ставку на большой оборот, и за счет этого имеет возможность получения достаточно больших скидок при закупке товара. В результате низких затрат на закупки, отсутствия затрат на аренду помещений, оборудования и заработную плату торгово-оперативного персонала у Интернет-компаний появляется дополнительное конкурентное преимущество - цены на товары в Интернете могут быть ниже, чем в традиционных "реальных" магазинах. Еще одним преимуществом можно назвать то, что виртуальное пространство Интернет-магазина позволяет позиционировать огромное количество товаров, что затруднено для реального магазина.
Для эффективной реализации модели электронного заказа в области потребительского сектора требуется более высокий уровень развития среды Интернета по сравнению с реализацией этой же модели в области межкорпоративного сектора. Перспективным направлением развития данного вида информационных систем может стать создание региональных компаний, интегрирующих функции Интернет-заказа, провайдера высокоскоростного доступа и курьерской службы, а также создание всероссийской системы экспресс-доставки [14].
Предприятие, использующее модель полной автоматизации работает с корпоративными клиентами (предоставляя последним доступ к базам данных, содержащим информацию о товарных запасах и текущем состоянии выполнения контрактов), а также осуществляет розничные продажи в собственных электронных магазинах. Такая информационная система автоматизирует процесс заказов и собственных закупок (после получения заказа от потребителя автоматически размещаются необходимые заказы собственным поставщикам). Используемая схема взаимодействий позволяет всем участникам модели значительно сократить свои логистические издержки. Экономия затрат возникает за счет полной автоматизации документооборота и учета (снижаются издержки по управлению логистической системой); сокращения длительности оборота и величины товарных запасов, снижения издержек хранения и некоторых других категорий логистических затрат. И, конечно, и в этой модели работает "эффект масштаба": при увеличении объемов продаж снижается себестоимость единицы товара.