Факторы определяющие конкурентные преимущества и слабости коммерческого предприятия
Поскольку прибыль как конечный результат любой предпринимательской деятельности является её высшей целью, необходимо реально представлять себе, как и за счет чего может быть достигнут положительный результат.
Набор проблем, которые предстоит решить, выстраивая бизнес в области деятельности информационных агентств, вполне традиционный:
- правильный выбор направления;
- создание гибкой и оптимальной системы управления;
- выбор места расположения и структурирование предприятия;
- обеспеченность кадрами, в т.ч. специалистами низшего, среднего и высшего звена;
- выбор приоритетов;
- минимизация рисков и расходов;
- техническое оснащение производства и налаживание функционирования всех видов обеспечения;
- охрана и предупреждение хищений, обеспечение всех видов безопасности, юридическое сопровождение деятельности и т.д.
Успех предприятия в значительной степени определяется спросом на его товар, услуги. Если товар, услуги пользуются спросом, считается, что они конкурентоспособны. В литературе, посвященной данной проблеме, можно выделить три основных подхода к определению конкуренции.
Первый - определяет конкуренцию как состязательность на рынке.
Второй - рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.
Третий подход - определяет конкуренцию как критерий соответствующего типа отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной морфологии рынка.
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Адам Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные покупатели и продавцы конкурируют друг с другом за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Она же является механизмом регулирования пропорций общественного производства. Через этот механизм происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
Конкурентоспособность, как свойство товара, проявляется в рыночной конъюнктуре через способность удовлетворять определенные потребности покупателей в определенных условиях потребления. Конкурентоспособность определяется множеством факторов, которые можно классифицировать в виде следующих групп:
- потребительские свойства данного товара;
- потребительские свойства товаров-конкурентов;
- маркетинговая поддержка данного товара;
- маркетинговая поддержка товаров-конкурентов;
- характеристика целевых рынков, на которых ведется конкурентная борьба;
- свойства потребителей, за которых ведется конкурентная борьба;
- социально-экономическое положение производителей и потребителей;
- уровень экологических требований. [17]
Таким образом, набор факторов, определяющих конкурентоспособность каждого конкретного товара, оказывается столь значительным и своеобразным, что становится весьма проблематичной разработка какой-либо единой системы управления конкурентоспособностью разных товаров. Однако формирование единого подхода к обеспечению конкурентоспособности на уровне предприятия и отрасли возможно и целесообразно.
В Законе Российской Федерации «О конкуренции» дается определение конкуренции: это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их состязательные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Отсюда можно сказать, что рыночная конкуренция - это борьба предприятий за определенный объем платежеспособного спроса со стороны покупателей, которая ведется предприятиями на доступном им сегменте рынка.
Изучение вопросов конкурентоспособности неразрывно связано с изучением рынка. Начиная с А. Смита (1723-1790), в той или иной степени в разработку вопросов конкуренции внесли свой вклад ученые К. Менгер (1840-1921), Э. Бем-Баверк (1851-1914), В. Визер (1851-1926), А. Маршалл (1842-1924), Дж. Кларк (1864-1938), Дж. Кейнс (1883-1946), П. Самуэльсон (1915-1996) и многие другие.
В России в период плановой экономики вопросами конъюнктуры мирового рынка и конкурентоспособности на протяжении длительного времени занимались ученые научно-исследовательского конъюнктурного института. В Приложении к «Бюллетеню иностранной коммерческой информации», издающегося с 1949г., было опубликовано множество статей, посвященных конкурентоспособности. Среди авторов можно выделить А. Литвиненко и М. Татьянченко («Методологические аспекты конкурентоспособности машиностроительной продукции», Приложение №1 к БИКИ за 1981г.), С. Панкина и В. Статнева («Методологические аспекты оценки конкурентоспособности сырьевых товаров», ВНИКИ, 1982г.), В. Полякова («Системное прогнозирование мировых товарных рынков», Приложение к БПКИ за 1984г.), Ю. Савинова («Современный этап конкуренции промышленных монополий на капиталистическом рынке», Приложение №6 к БИКИ за 1984г.) и многие другие.