Факторы определяющие конкурентные преимущества и слабости коммерческого предприятия
Спрос на инновации исходит из стремления нарастить национальное богатство, которое создает условия и резервы для эффективного экономического роста, увеличения объема национального дохода, расширения возможностей потребления и сбережения. Инвестиции в нововведения составляют вторую компоненту совокупного спроса, величина которой зависит от объема национального дохода, т.е. состояния экономики в данное время.
В свою очередь субъекты реального сектора экономики обращаются к инновациям в силу необходимости не только поддержать прибыльность своего бизнеса, но и получить конкурентные преимущества на рынке.
Желание получить добавочную прибыль и монопольную сверхприбыль толкает к снижению издержек производства, т.е. к изменениям в условиях производства, в средствах и предметах труда. Быстрое развитие рынков товаров и услуг, насыщение потребительского спроса на известные товары и услуги снижает возможность извлечь дополнительную прибыль в производстве традиционных товаров.
Одновременно происходит процесс образования групп монопольных производителей, доминирующих на рынке традиционных товаров и снижающих возможности прибыльного бизнеса для широкого круга более мелких производителей. Индивидуальный капитал обходит эту монополию за счет активной инновационной предпринимательской деятельности путем создания и выпуска на рынок ранее не существовавших продуктов и услуг.
Монопольный контроль над ценами, по которым новый товар продается на рынке, определяется не столько величиной индивидуального капитала, сколько исключительным характером (новизной) самого товара. По мере неизбежной утраты этой исключительности теряются экономические преимущества монополиста. Подрыв монополии предпринимателя, основанной на исключительности производимого продукта, толкает его к новым долгосрочным вложениям капитала для восстановления конкурентных преимуществ.
При благоприятной конъюнктуре рынка конкурентные преимущества, связанные не только с уникальностью продукта, но одновременно и с технологией его производства, позволяют предпринимателю развить свой бизнес в крупную корпорацию.
Обострение конкуренции заставляет каждого производственного предпринимателя быстро приспосабливаться к спросу и формировать новые потребительские предпочтения. Такая ситуация складывается каждый раз при насыщении спроса на стандартизованные товары и услуги. Таким образом, можно выделить две составляющие спроса на инновации:
- стремление предпринимателя к получению преимуществ в эффективности бизнеса;
- диверсификация, индивидуализация спроса на товары и услуги.
Предприниматели, менеджеры, нанятые собственниками, заинтересованы как в прибыли, так и в расширении своего присутствия на рынке. Здесь действует принцип: чем лучше финансовые результаты, тем выше личные доходы. Но, как отмечено выше, проблема состоит в том, что с такими, же мотивами действуют конкуренты, сбивая рентабельность соперника и вытесняя его с рынка. Именно здесь возникают наиболее сильные мотивы к нововведениям, как живительному источнику дополнительных сил в конкурентной борьбе. Инвестиции в инновации позволяют удержаться на рынке, а также при определенной рыночной конъюнктуре расширить свое присутствие за счет нового товара (услуги) или в результате получения преимуществ в ценовой конкуренции.
Собственники компании, акции которой котируются на рынке корпоративных бумаг, также прямо заинтересованы в росте курсовой стоимости акций, происходящем вследствие роста привлекательности бизнеса в результате повышения его производительности и прибыльности капитала. В свою очередь государство, поддерживая конкуренцию и расширяя налогооблагаемую базу как следствие совокупного роста эффективности национального бизнеса, заинтересовано в инвестициях для расширения производства общественных товаров и развития бизнеса в целом.
Теоретически возможности производственного бизнеса беспредельны. Однако в реальной действительности в конкретный период времени они могут быть ограничены, причем особенно быстро ограничения проявляются при системных кризисах или росте производства. Если представить себе модель, описывающую материальное производство, и привести ограничивающие условия, то можно выделить три группы ограничений (см. таблицу 2):
- обусловленные платежеспособным спросом;
- обусловленные ресурсами;
- финансовые (денежные расходы предпринимателя меньше суммы денежных фондов и доходов предпринимателя).
Таблица 2
Ограничения производственного бизнеса
Ограничивающие условия |
Рыночные условия |
Командные (мобилизационные) условия |
Ограничения, обусловленные спросом (П >Сп) |
Работает эффективно всегда, мощности меньше, чем ресурсные ограничения (d > 1) |
Эффективная работа в отдельных случаях |
Ресурсные ограничения (Ср>Пр) |
Эффективная работа в отдельных случаях |
Как правило, работа эффективна, мощности меньше, чем ограничения, обусловленные спросом (d > 1) |
Финансовые ограничения (СсФ<Сф) |
Жесткие условия (Ф > 1) |
Мягкие условия (Ф < 1) |
Примечания: С - платежеспособный спрос; П - предложение товара; Ср - спрос на ресурсы; Пр - предложение ресурса; Ссф - собственные и заемные финансовые средства предпринимателя; Сд - потребность в финансовых средствах на покрытие издержек; Ф - коэффициент (степень) жесткости финансовых ограничений; d - показатель динамики изменений отношения индекса эффективности к индексу издержек (затрат). |