Основные направления совершенствования муниципального управления транспортным комплексом в Тульской области
В условиях перехода к рыночным отношениям роль повышения эффективности управления транспортом существенно возрастает. С одной стороны от развития транспортного комплекса зависит эффективность работы физических и юридических лиц, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами, что без использования транспортных услуг практически невозможно. Поэтому транспортный комплекс является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
В настоящее время транспорт работает в условиях, когда наметилась тенденция стабилизации экономики и доходов населения. Пассажирский транспорт является одной из значимых отраслей хозяйства. При возрастании количества личных транспортных средств у многих граждан проблема своевременного и качественного удовлетворения спроса на перевозки возрастает.
Органы местного самоуправления и транспортные предприятия работают в направлении экономического преобразования транспортного комплекса. Однако транспортный комплекс имеет отдельные проблемы: старение парка транспортных средств, резко увеличивающее текущие затраты на их эксплуатацию; сокращение численности подвижного состава большой вместимости и рост количества автобусов малой вместимости; сокращение провозных возможностей муниципального транспорта, компенсируемое ростом привлечения автобусов частного сектора и автомобилизацией населения; снижение качества транспортного обслуживания населения при росте его подвижности; рост транспортных затрат населения, оплачивающего свой проезд; повышение бюджетных расходов на обеспечение работы пассажирского транспорта.
Муниципальный транспорт имеет решающее значение для экономики и жизненно важен для мобильности населения, однако отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет управлять транспортным комплексом наиболее эффективно.
Изменения в сфере транспортной политики муниципальных образований обусловили необходимость применения новых управленческих решений при организации работы общественного пассажирского и грузового транспорта. Это требует создания новых систем управления, способных эффективно реагировать на изменяющиеся условия среды и потребности населения.
На транспорте, выполняющем огромные объемы перевозок, требуется улучшить организацию работы и управление транспортным комплексом, повысить регулярность и частоту движения автобусов; значительно улучшить транспортное обслуживание населения; повысить безопасность движения и уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду. Существует необходимость в обновлении подвижного состава транспорта более производительными и комфортабельными видами транспорта, имеющими повышенную экономичность в расходовании топлива, обеспечивающих снижение себестоимости перевозок.
Актуальность работы обусловлена не только высокой потребностью в перевозках, но и необходимостью рационализации, оптимизации эффективного управления транспортным комплексом, так как пассажирские перевозки в настоящее время обладают высокой аварийной опасностью.
Управление муниципальным транспортным комплексом представляет собой деятельность органов местного самоуправления в области управления общественным транспортом на основе нормативного регулирования, а также конкурсного отбора перевозчиков и развития договорных отношений.
В числе основных проблем существовавшего механизма управления транспортным комплексом можно отметить: монополизм в деятельности предприятий, приоритет хозяйственных интересов над социальными, отсутствие действенных стимулов к повышению качества работы.
Целью ВКР является исследование транспортного комплекса Тульской области и разработка предложений совершенствования муниципального управления транспортным комплексом в Тульской области.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
исследованы понятие и элементы транспортного комплекса;
рассмотрены форма, структура и принципы управления транспортным комплексом;
изучена организация муниципального управления транспортным комплексом;
рассмотрена общая характеристика муниципального управления транспортным комплексом в Тульской области;
исследованы основные показатели транспортного обслуживания в Тульской области;
проведен анализ финансирования транспортного комплекса Тульской области.
предложены модели организации управления транспортным комплексом;
разработана программа совершенствования транспортного комплекса.
Объект исследования - управление транспортным комплексом.
Предмет исследования - муниципальное управление транспортным комплексом (на примере Тульской области).
Теоретическую основу исследования составили федеральное законодательство, региональные нормативные акты, статистические сборники, учебная литература и работы ведущих ученых (В.В. Иванова, В.Г. Игнатова, А.И. Радченко, Р.Ж. Сираждинова, Ф.И. Шамхалова и других), в трудах которых рассматривались проблемы управления транспортным комплексом.
В процессе написания работы использовались различные общенаучные методы исследования, такие как горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный анализ, факторный анализ, группировка, синтез, сравнение, корреляционно-регрессионный анализ.
Для расчета и анализа финансовых показателей, а также графического отображения информации использовался пакет прикладных программ MS Excel.
Теоретические основы муниципального управления транспортным комплексом
- Понятие и элементы транспортного комплекса
- Форма, структура и принципы управления транспортным комплексом
- Организация муниципального управления транспортным комплексом
- Общая характеристика муниципального управления транспортным комплексом Тульской области
- Основные показатели транспортного обслуживания в Тульской области
- Анализ финансирования транспортного комплекса Тульской области
- Модели организации управления транспортным комплексом Тульской области