Мероприятия по совершенствованию и развитию системы социального обеспечения персонала МУП Водоканал
Впервые вопросы социальной ответственности стали обсуждаться во времена Великой депрессии 30-х гг. XX в. С одной стороны, ужасающее положение работников многих предприятий, которые во времена кризиса одномоментно пополняли армию безработных, послужило основой возникновения идеи социальной ответственности. С другой стороны, положение, в котором находилось большинство предприятий в период кризиса, определяло поведение их менеджмента, нацеленное на необходимость выживания всеми доступными способами. Именно поэтому нельзя сказать, что идеи социальной ответственности сразу завоевали много сторонников. Наиболее последовательное следование принципам социально ответственной и социально ориентированной деловой практики со стороны менеджмента ряда крупнейших предприятий в странах с развитой рыночной экономикой берет свое начало в 50 - 60-х гг. прошлого столетия. В своем развитии понятие социальной ответственности прошло путь от программ корпоративной филантропии, социального обеспечения собственного персонала и оказания помощи местным органам власти на профессиональной и спонсорской основе до системы управления стратегическим развитием предприятия, имеющей своей целью увеличение устойчивости компании, основанной на росте ее капитализации и минимизации вероятности негативного воздействия на ее деятельность экологических и социальных рисков.
Нетрудно заметить, что сложившаяся в нашей стране модель управления предприятием в части решения социальных задач, имеет определенную общность с концепцией социально-мотивационного управления, утверждающейся в современной рыночной экономике: и в том, и в другом случае социальный аспект выступает в ряду тех, что объявляются имеющими целевое значение. Но такая общность, конечно, далеко не абсолютна. Бросается, в частности, в глаза, что в нашей стране относительно низкий уровень заработной платы рабочих и служащих компенсировался большим по его удельному весу объемом предоставления социальных благ. Далее, доля социальных благ, предоставлявшихся в натуральной форме - в виде объектов социального назначения, была выше, чем денежных социальных выплат. Выше был и уровень защищенности этих благ, поскольку затраты на них фактически включались в издержки производства.
Благополучие людей - главное в жизнедеятельности общества, суть, цель и конечный результат его функционирования. Если же преобразования не учитывают этой взаимосвязи, то все усилия и материальные затраты окажутся ненужными. Человек с его особенностями, неповторимостью мотиваций поведения, интересов определяет динамичность, интенсивность или неустойчивость социально-экономического развития.
Кроме экономических проблем, предприятия, принимающие на себя ответственность за социальные процессы, происходящие в обществе, сталкиваются и с рядом других вопросов. Менеджмент любого предприятия принимает на себя и свое предприятие столько ответственности, сколько считает необходимым. Соответственно и уровень социальных расходов на различных предприятиях отличается на порядок. Недостаток эффективных механизмов разрешения социальных проблем также не способствует скорейшему становлению процесса принятия менеджментом на себя ответственности за развитие общества и окружающего социума как такового.
За последнее десятилетие социальные организации стали объектом серьёзных теоретических исследований, о возможности которых можно судить по растущему числу публикаций отечественных авторов и переводных работ по данной проблематике.
На сегодняшний день уже существуют определенные правила корпоративного поведения, которые оформляются в виде кодексов поведения и деловой этики, отличаются по форме и содержанию, но в той или иной степени включают позиции по социальной ответственности. Но и они требуют усовершенствования и доработки, так как социальная ответственность предприятий и осуществление социальных программ - не просто решение всех проблем и не придуманное задание для бизнеса, а явление международного масштаба. Необходимость в оптимальном функционировании, развитии и управлении социальными программами возникает в связи с тем, что социально ответственный бизнес - это не просто благотворительная деятельность, а и «формирование устойчивой среды для развития бизнеса, активное взаимодействие с окружающей средой, а также целенаправленное влияние на политику органов власти и государственное управление, которое содействовало бы стабилизации экономики, ликвидации бедности и реализации действенных социальных гарантий». Этим определяется актуальность исследования.
Цель работы - раскрыть содержание управления социальными программами предприятия, способствующих принятию эффективных управленческих решений, позволяющих получать прогнозируемый и максимально возможный социальный результат; показать структуру и основные направления реализации социальных программ предприятия.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решены следующие задачи:
исследованы социофакторы и этика менеджмента;
- дан анализ социальных программ предприятий и социальное партнерство;
- определены направления и перспективы развития социальной инфраструктуры и социальных программ предприятия;
- произведен анализ управления социальным обеспечением персонала Ухтинским МУП «Водоканал»;
- сформированы основные направления путей развития системы социального обеспечения персонала, сделаны выводы и предложения.
Объект исследования в работе - хозяйственная деятельность предприятия МУП «Водоканал».
Предметом выступила система социального обеспечения Ухтинского МУП «Водоканал»
Теоретической базой дипломной работы являются исследования, которые посвящены отдельным проблемам социального управления, его структуры. Е.В. Глущенко, Е.В. Захарова, Ю.В. Тихонравов рассматривают социальное управление как часть экономических отношений, организационных, психологических, когда речь идет о мотивации управленческой деятельности. Г.В. Атаманчук, А.И. Радченко изучают социальное управление как политическое, затрагивая лишь некоторые законы и принципы социального управления. Но, несмотря на существование множества подходов к пониманию сущности социального управления, отсутствует целостная картина этого вида общественных отношений и соответствующей деятельности. Такие, управленческие отношения должны быть представлены в единой логике - от целеполагания до оценки эффективности принятых решений.
В исследовании используются методы анализа и синтеза.
Информационной базой послужили как учебная литература, освящающая исследуемую тему, так и статьи, опубликованные в периодических изданиях.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты освящаемой темы. Во второй главе представлена характеристика предприятия, проведен анализ политики в области управления персоналом, а также содержания и структуры мотивационного механизма в исследуемой организации. В третьей главе предложены пути развития системы социального обеспечения персонала.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
- Социофакторы и этика менеджмента
- Социальная сфера предприятий
- Социальные программы предприятий и социальное партнерство
- Направления и перспективы развития социальной инфраструктуры и социальных программ предприятия
- Организационно-экономическая характеристика предприятия
- Политика предприятия в области управления персоналом
- Анализ содержания и структуры мотивационного механизма в организации
- Пути совершенствования системы материальной мотивации
- Совершенствование корпоративной пенсионной системы и страхования
- Рекомендации в применении инновационных методов и способов управления