Мотивационная система, как сочетание нескольких подсистем
Профессиональный рост.
Представляет собой углубление знаний и умений в одной специализации, приобретение нового профессионального опыта, повышение квалификации в своей области деятельности в рамках своей должности.
Административный (вертикальный) рост.
Это рост в должности. Привлекает людей стремящихся занять управленческую должность, возглавить структурное подразделение в организации, уменьшить долю задач, связанных с прямым исполнением. При подобном карьерном росте происходит увеличение числа подчиненных, приобретение атрибутов статуса, расширение зоны коммуникации и управленческих воздействий.
Освоение смежной специализации. Горизонтальное перемещение внутри организации. Смена профиля деятельности. Обучение другим специальностям, на прямую не связанных с изменением социального статуса.
Увеличение персонального дохода. Люди, интересующиеся подобным типом готовы к увеличению нагрузки пропорционально увеличению заработка. На это бывают две причины: преследование материальных интересов; готовность выложиться по максимуму для перехода на другой социальный уровень [33].
Имея информацию о предпочтениях работника в плане карьерного роста, саморазвития и о его амбициях, можно просчитать вероятность его полной отдачи общему делу. Также, владение подобной информацией - это мощный способ воздействия на сотрудника, так как ничто так не действует на человека, как возможность удовлетворения его амбиций.
Перечисленные принципы применения системы нематериальной мотивации, действенны в большинстве случаев, однако чтобы мотивация была действительно эффективной, следует подстраивать ее под конкретную организацию и под её работников. Для одного сотрудника весомой мотивацией может служить словесное поощрение начальства, а для другого это выглядит естественным признанием его хорошей работы. Создавать индивидуальные системы для каждого работника не представляется возможной, особенно если в подчинении находится большое количество сотрудников. По этой причине многие руководители ограничиваются усредненными моделями, с учетом основных потребностей коллектива.
Как упоминалось, люди ввиду своей индивидуальности имеют разные потребности, но существуют приемы, которые подходят ко всем, действуют на каждого сотрудника и при этом доступных каждому руководителю. Все они основаны на проявлении внимания к сотрудникам. Конечно, при большом штате, невозможно запомнить имена и дни рождения всех работников. На такой случай руководитель может поручить секретарю собрать информацию о сотрудниках, записывать и периодически напоминать. Это позволит в удобных случаях проявить внимание и уважение к сотрудникам, которые будут чувствовать свою важность.
Очень важно быть доступным для подчиненных. Каждый из них должен знать, что начальник сможет найти время для встречи и целиком уделить всё своё внимание обратившемуся сотруднику.
Ещё простое действие, которое руководителю стоит делать по возможности ежедневно - это обойти своих сотрудников утром, когда уже все собрались, и с каждым обменяться хотя бы парой слов. Это покажет доступность руководителя и уважение к сотрудникам. Такие мелочи очень влияют на самооценку людей, и они будут трудиться усерднее, чтобы не подвести руководство.