Теории мотивации
4. Потребности в самоуважении. Данные потребности связаны с желанием иметь положительное мнение о самом себе и испытывать уважение со стороны других людей. В организационном поведении это может проявляться в стремлении к признанию, повышению своего статуса, наградам за производственные успехи [11, 88]. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении данными людьми надо использовать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных наград и т.п. [1, 144].
5. Потребности в самоактуализации (в самовыражении). Это высшая категория потребностей, которая представляет собой стремление человека к самореализации, раскрытию своего потенциала, потребность стать лучше, расти личностно. В организации этот уровень потребностей реализуется в профессиональном совершенствовании, проявление творческих способностей, желании получить и выполнить более сложную работу. Чтобы работники могли удовлетворить потребности в самоактуализации, им должны быть предоставлены соответствующие возможности реализации своего творческого потенциала [11, 88]. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.
Основная задача этой теории состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом [1, 144].
Рассмотренная нами модель предполагает, что каждый человек имеет определенные потребности, которые он стремится удовлетворить. Утоление определенных потребностей означает лишь, что им на смену приходят качественно иные нужды. Наиболее сильно мотивируют неудовлетворенные потребности. Работники мотивированы, прежде всего, целью, к которой они стремятся в данное время. Полностью удовлетворенная потребность не является сильным мотивирующим фактором. Данная интерпретация оказала большое влияние менеджеров, так как идеи, на которых она базируется, позволяют лучше понять мотивацию сотрудников организации. Менеджер должен:
· Идентифицировать и принимать потребности работников;
· Признавать различия стремлений сотрудников;
· Предложить удовлетворение конкретных ненасыщенных потребностей;
Понимать, что постоянное использование однотипных поощрений постепенно приводит к снижению мотивации сотрудников [10, 115-116].
Согласно представлениям А. Маслоу удовлетворение потребностей происходит поуровнево: сначала физиологические потребности, потом потребности безопасности, затем потребности принадлежности и .т.д. после того, как удовлетворяются потребности более низкого уровня, они отходят на второй план, а затем активизируются потребности более высокого уровня. Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после этого будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.
Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей. Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности еще не удовлетворены, предлагая социальную награду, он не добьется желаемых результатов.
Если сотрудника в данный момент мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.