Теории мотивации
) цель должна быть выгодной, адекватной затраченным усилиям, логичной, достижимой (при этом желательно определить срок ее достижения, что приведет к более интенсивной работе);
) при достижении цели человек отчасти должен преследовать личные интересы, в противном случае цель для него не будет оправдывать средства. Цель должна быть проставлена так, чтобы работник видел личную выгоду, при этом нужно учитывать индивидуальные предпочтения и представления о выгоде [8, 24-25].
Теория ожидания Врума формулируется следующим образом: стимул человека к выполнению работы определяется сочетанием трех основных «ожиданий»: что будет достигнута намеченная цель, что будет вознаграждение за результат, что вознаграждение будет адекватным затраченным усилиям.
Теория ожидания заключается в том, что трудящийся сегодня ждет, что его труд будет достойно вознагражден в будущем. При возникновении потребности у человека всегда есть выбор, каким образом его удовлетворить. Следуя своему желанию, природным наклонностям, ожидаемым в дальнейшем результатам, он выбирает определенный путь для реализации необходимости. Если же в результате человек не получает ожидаемого результата (материального, морального, духовного), его мотивация к данной деятельности ослабевает.
Таким образом, теория мотивации базируется на четырех основных блоках: потребность, мотив к ее удовлетворению, работа и вознаграждение, т.е. удовлетворение потребности [8, 24-25].
Теория ожидания своими корнями уходит в 30-е годы прошлого века и связана в значительной мере с разработками Курта Левина. Основными же разработчиками концепций ожидания применительно к мотивации и поведению человека можно назвать В. Врума, а также Л. Портера и Э. Лоулера.
Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из взаимодействия трех блоков:
· усилия;
· исполнение;
· результата.
Теория ожидания изучает и описывает взаимодействие этих трех блоков. При этом усилия рассматриваются как следствие и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается - как следствие взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат - как функция, зависящая от исполнения и степени желания получить результаты определенного типа [1, 160].
Ожидание отражает представление человека о том, в какой мере его действия приведут к определенным результатам. Обычно эти ожидания базируются или же зависят от прямого опыта, от глубины анализа того, что приводило к успеху и поражениям, от степени самоуверенности, уровня подготовки, способностей оценивать обстановку и ряда других факторов. Оценка ожидания варьируется в диапазоне от 0 до 1. в том случае, если человек считает, что исполнение и результаты не зависят от его усилий, ожидание равно 0. Если же, наоборот, он считает, что результат и исполнение полностью зависят от его усилий, то ожидание равно 1. ожидание оказывает очень сильное влияние на поведение человека в организации, так как, основываясь на этом, он определяет для себя, насколько он должен стараться, сколько усилий он должен затрачивать на исполнение работы.
Выделяют две группы ожиданий: ожидания, связывающие усилия и исполнение работы, и ожидания, связывающие исполнение работы и результаты, наступающие за этим. Первая группа ожиданий отражает представление человека о том, насколько его усилия определяют выполнение работы. Ожидания второй группы отражают то, насколько человек связывает возможные для него последствия в виде вознаграждения, наказания, определенной реакции коллектива и т.п. с уровнем исполнения своей работы [1, 161]. В соответствии с теорией ожидания, мотивация человека к исполнению работы зависти от того, насколько он заинтересован или не заинтересован выполнять ее, насколько работа привлекательна для него. Принимая решение по поводу того, что делать и какие усилия затрачивать, человек обычно отвечает самому себе на вопрос, касающийся того, насколько ему нужно это делать [1, 162].
Теория справедливости Адамса заключается в том, что работники всегда сравнивают:
1) усилия, затраченные на выполнение работы, с вознаграждением за работу;
2) усилия, затраченные их коллегами на выполнение этой же работы;
) вознаграждение своих коллег за аналогичную работу;