Основные предлагаемые подходы к дифференцированному применению методов конкурсных закупок
Все позиции закупок делятся на группы по признакам однородности, стоимости и степени влияния на операционную деятельность компании при несвоевременном снабжении. Для каждого группового набора определяется оптимальный подход оценки конкурсных предложений.
Таким образом, первым этапом предложенной методики является создание групп закупок по следующим принципам.
. Формируются группы позиций по схожести технологий производства и назначения использования (например, ферросплавы, огнеупоры, горюче-смазочные материалы (ГСМ) и др.). Каждая такая группа делится на подгруппы и под-подгруппы.
. Подгруппам, под-подгруппам, а иногда и отдельным позициям присваивается категория принадлежности к сегментам важности:
стратегически необходимые материалы (S) - самые дорогие группы, которые напрямую влияют на основную операционную деятельность; отклонения по количеству, качеству и сроку их поставки влекут за собой значительные экономические потери;
"узкие места" (BN) - недорогие группы и позиции, отсутствие которых порождает простои технологического оборудования и ощутимые экономические потери;
позиции с эффектом "рычага" (L) - достаточно дорогие группы, для которых небольшие отклонения по количеству, качеству и сроку поставки не влекут за собой экономические потери, но чем больше отклонение (например, срока поставки), тем выше риск экономических потерь;
некритические позиции (NC) - недорогие группы (представленные на рынке многочисленными поставщиками и прямо не связанные с технологией), для которых небольшие отклонения по количеству, качеству и даже значительные задержки срока поставки не приводят к экономическим потерям.
Следует отметить, что, разбивая номенклатуру на группы, нужно достичь оптимального соотношения между количеством позиций в группе, стоимостью и сложностью технических характеристик и рисков. В таблице 2 приведены результаты сегментации номенклатурных групп закупок ТМЦ, работ и услуг на примере компании "Интерпайп".
Алгоритм определения сегмента важности состоит из 10 шагов.
. Для каждой номенклатурной группы (подгруппы) удельный вес количества ее позиций в объеме закупок (w.) рассчитывается по формуле
Wi=Ni∙100%/∑ Ni (1)
где Ni - количество позиций в группе (подгруппе); - общее количество групп (подгрупп);
і - номер группы (подгруппы) от 1 до j
. Удельный вес стоимости группы в закупках (q) определяется по формуле
=Qi∙100%/∑ Qi (2)
где Qi - сумма закупок в группе (подгруппе) на протяжении года (грн.).
. Экспертные оценки жесткости требований к сроку поставки (т) для каждой группы (подгруппы) определяются в баллах от 1 до 5 по принципу возможного смещения поставки: 1 - больше чем на 15 суток; 2 - не более чем на 15 суток; 3 - не более чем на 7 суток; 4 - не более чем на 3 суток; 5 - смещение недопустимо. Заметим, что для каждой компании эти оценки могут быть разными, но общий подход сохраняется.
Таблица 2 - Определение сегмента важности для номенклатуры закупок компании "Интерпайп"
Номенклатурная группа |
Вид номенклатуры закупок |
Показатели номенклатурной группы | |||||||||||||
W (%) |
q (%) |
Kq (%) |
т (балл) |
H (балл) |
К (балл) |
R=m+h+k (балл) |
Сегмент важности | ||||||||
1 |
Ферросплавы,огнеупоры и добавочные материалы |
5 |
30,00 |
30 |
4 |
3 |
5 |
12 |
S | ||||||
2.1 |
ГСМ (мазут и масла) |
1 |
10,50 |
41 |
4 |
5 |
5 |
14 |
S | ||||||
6.2 |
Защитные элементы, полиэтилен, покрытие для труб |
10 |
8,75 |
49 |
1 |
1 |
2 |
4 |
L | ||||||
3.1 |
Прокатный инструмент и сменное оборудование |
4 |
7,20 |
56 |
4 |
5 |
4 |
13 |
S | ||||||
9 |
Работы и услуги |
1 |
6,00 |
62 |
5 |
5 |
5 |
15 |
S | ||||||
4.1 |
Режущий инструмент и подшипники |
7 |
5,60 |
68 |
4 |
4 |
4 |
12 |
S | ||||||
7.2 |
Комплектация (механическое и энергооборудование) |
18 |
5,25 |
73 |
1 |
4 |
4 |
9 |
L | ||||||
3.2 |
Металлические изделия по индивидуальным чертежам |
10 |
4,80 |
78 |
1 |
5 |
3 |
9 |
L | ||||||
2.2 |
Другие ГСМ |
3 |
4,50 |
83 |
1 |
3 |
3 |
7 |
NC | ||||||
5.3 |
Металлопрокат для технологии |
10 |
4,50 |
87 |
1 |
1 |
2 |
4 |
NC | ||||||
5.1 |
Металлопрокат для ремонтов |
1 |
3,60 |
91 |
3 |
3 |
4 |
10 |
BN | ||||||
8.2 |
Хозяйственные материалы, средства индивидуальной защиты |
14 |
2,49 |
93 |
1 |
1 |
1 |
3 |
NC | ||||||
7.1 |
Комплектация (кабельное и электрооборудование) |
1 |
1,75 |
95 |
3 |
4 |
5 |
12 |
BN | ||||||
4.3 |
Специальный инструмент |
7 |
1,60 |
97 |
2 |
1 |
1 |
4 |
NC | ||||||
6.1 |
Химические и резиновые изделия |
1 |
1,25 |
98 |
3 |
3 |
4 |
10 |
BN | ||||||
5.2 |
Запорная арматура и металлические изделия |
0 |
0,90 |
99 |
3 |
1 |
3 |
7 |
NC | ||||||
4.2 |
Слесарный и измерительный инструмент |
3 |
0,80 |
99 |
1 |
4 |
2 |
7 |
NC | ||||||
8.1 |
Строительные и лесопильные материалы |
3 |
0,51 |
100 |
3 |
3 |
2 |
8 |
NC | ||||||