Проблемы академического и поддерживающего обучения муниципальных служащих
Ролевая игра имеет некоторые недостатки. Упражнение может стать пустой тратой времени, если инструктор не дал четкого представления о целях игры. Некоторые стажеры также чувствуют, что игра - это ребячество, а другие, не имея опыта работы с техникой, сопротивляются и не желают участвовать в ней совсем.
Важным обучающим фактором является моделирование поведения, которое включает (1) демонстрацию стажеру правильного (или «модели») пути действия, (2) ознакомление с практикой правильных действий и (3) обеспечение обратной связи в ответ на его действия. Основами процедуры моделирования поведения являются:
1.Моделирование. Стажер просматривает фильмы или видеоролики, показывающие эффективные модели поведения человека в проблемных ситуациях.
.Ролевая игра. Стажерам дают роли для игры в моделируемой ситуации; здесь они практикуются и репетируют эффективные способы поведения, демонстрируемые моделями.
.Общественная поддержка. Тренер обеспечивает патронаж в форме похвалы и конструктивной обратной связи, базирующейся на том, как стажер выполнял свою роль.
.Перенос обучения. Стажеры поощряются к использованию полученных навыков на практике, при возвращении на свои рабочие места.
Рассмотрим пример, иллюстрирующий основную технику моделирования поведения. Группу управленцев разделили на две группы по 10 человек, и с каждой группой проводили еженедельные двухчасовые занятия в течение 9 недель. Сеансы были нацелены на развитие навыка управления типа ориентации новых служащих, предоставления понятий, мотивирования исполнителей и избавления от вредных привычек.
Каждый сеанс проводился в одной и той же форме. Сначала два тренера вводили тему (например, реакция на жалобы служащего), затем в фильме показывалась модель правильного поведения. Учащиеся эффективно реагировали на жалобы служащего, следуя нескольким руководящим принципам, которые были показаны в фильме. Затем было групповое обсуждение эффективности модели диспетчера при демонстрации желаемого поведения. Затем стажеры показывали (посредством ролевой игры) желаемые модели поведения перед коллегами и получали обратную реакцию в виде оценки эффективности их поведения.
Некоторые руководители организуют внутренние центры развития.
Эти центры обычно сочетают в себе возможности обучения в классе (чтение лекций, семинары, другие занятия) с другой методикой обучения, подобно центрам ролевой игры. Программы подготовки по генеральному менеджменту (для управленческого персонала верхнего уровня) и профессиональному менеджменту (для управленцев нижнего уровня) выделяют решения конкретных деловых проблем через работу с людьми. Программы используют различные методы преподавания, но особое значение имеют компьютеризированные ситуационные семинары. В конце каждого дня студенты получают распечатки, оценивающие их решения по определению целей, организации работы, управлению временем и подчиненными.
В связи с развитием местного самоуправления растет сеть высших учебных заведений, обучающих методам государственного и муниципального строительства. Подготовку специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление» осуществляют 150 российских вузов, которые ежегодно выпускают около 30 тысяч молодых специалистов. Но кадровые проблемы этим не решаются. Поэтому открываются новые учебные заведения. В 1993 году в Астрахани, например, с целью подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации специалистов для органов государственной и муниципальной власти открылся филиал Волгоградской Академии государственной службы.
Учебный процесс здесь организован в рамках основных направлений образовательной деятельности:
дополнительное школьное образование (бизнес-класс и школа молодого менеджера для (по дневной и заочной формам обучения);
второе высшее образование (по заочной форме обучения);
профессиональная переподготовка (по заочной форме обучения);
курсы повышения по программам профиля вуза (с отрывом и без отрыва от производства);
магистратура и аспирантура ВАГС и Российской академии государственной службы.
Набор студентов в АфВАГС осуществляется на основе общего конкурса в соответствии с региональными потребностями на основе договоров с органами государственной и муниципальной власти, юридическими и физическими лицами. Прием студентов , как и вся последующая работа с ними вплоть до анализа практики трудоустройства выпускников, сопровождается целенаправленными исследованиями по проблемам подготовки специалистов для государственной и муниципальной службы.