Проблемы академического и поддерживающего обучения муниципальных служащих
Численность обучающихся по всем формам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в 2002 году составила 1079 человек, из них базовое высшее образование получали очно 326 человек, заочно - 585 человек; второе высшее образование - 91 человек, профессиональную переподготовку проходили 77 человек. Следует отметить, что в последние годы при абсолютном увеличении контингента по всем формам обучения удельный вес студентов дневного отделения, получающих высшее образование снижается; соответственно возрастает доля студентов и слушателей, заочно получающих второе высшее и дополнительное профессиональное образование.
Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в АфВАГС осуществляется по направлениям, согласованным с заказчиками - государственными и муниципальными органами власти. Заключены и реализуются договоры не только на профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, но и на прохождение производственной и преддипломной практики и стажировок в различных подразделениях государственной и муниципальной службы.
В структуре филиала функционируют два специализированных компьютерных класса, действует локальная вычислительная сеть на базе выделенного сервера, студенты и преподаватели имеют доступ к ресурсам Интернета. В учебном процессе широко используются активные формы обучения (дискуссии, « круглые столы», деловые игры). В том числе - с применением компьютерной техники, мультимедиа технологий, современных программных продуктов и новейшего оборудования.
С апреля 2001 года началось сотрудничество с российско-немецким фондом «Сименс. Компьютерные системы». АфВАГС является региональным учебным центром по организации и проведению экономической игры «Дельта» и программы «Мультипликативные презентации». Уже имеется определенный опыт в организации и проведении сетевых экономических игр на уровне региональных вузовских и сузовских команд с последующим участием победителей в общероссийском конкурсе.
Научно - исследовательская работа осуществляется по заказам органов власти и управления. Научная деятельность преподавателей позволяет совершенствовать учебный процесс, привлекать к научной деятельности студентов. Создано студенческое научное общество (СНО). Проводятся ежегодные студенческие научные конференции, одна из четырех секций которых посвящена проблеме государственной и муниципальной службы.
Занимаясь подготовкой кадров для особого вида деятельности - управления, коллектив АфВАГС считает важнейшей задачей в организации учебного процесса и научно-исследовательской работы качество будущего специалиста, критериями которого являются не только высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и гражданская позиция, нравственность, долг, интеллигентность, патриотизм, внимание к людям.
Существует сеть альтернативных учебных заведений, готовящих управленческий персонал муниципальной службы. Среди них Общероссийская общественная организация «Муниципальная академия», созданная в Москве в 1999 году. В учредительной конференции участвовали представители 65 регионов России. Сегодня в организации более 1100 членов, в том числе 46 мэров городов; 15 из них возглавляют региональные отделения академии.
Одно из приоритетных направлений в деятельности академии - повышение эффективности вузовского и послевузовского образования по муниципальному управлению, истории его развития, правовому, нормативному и организационному аспектам муниципальной деятельности.
Муниципальная академия начала осуществлять работу по повышению квалификации муниципальных служащих и руководителей муниципальных образований. Совместно с Государственным университетом управления разработана программа семинаров, направленная на обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных и государственных служащих.
Скорость современных изменений не оставляет надежды на возможность использовать заготовки, полученные в ходе академического образования. Чтобы закрепить в управленческой практике полученные при обучении навыки, О. Яковлев, например, предлагает организацию интерактивного (повторяющегося) процесса. Закрепление навыков и дополнительная мотивация обеспечиваются проведением последующих сессий семинаров. В промежутках между ними слушатели выполняют «домашние задания», привозя на следующие семинары доработанные и утвержденные органами местного самоуправления документы, а подчас и новых слушателей, которые включаются в дальнейшую деятельность рабочих групп. Интерес в процессе обучения должен быть подкреплен также и финансовыми механизмами. В том числе могут быть использованы и административные ресурсы, например, за счет привлечения к участию в семинаре региональных участников.