Формирование и реализация долгосрочных конкурентных преимуществ коммерческого предприятия на примере ООО Северо-Кавказское Информационное агентство
Актуальность темы исследования. Дипломная работа посвящена актуальной проблеме формирования и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ коммерческого предприятия и разработке рекомендаций мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство» в ответ на усиление конкурентной борьбы, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Актуальность исследования обеспечивается также выбором его предмета, что связано со слабой теоретической и практической исследованностью вопросов использования источников формирования и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ коммерческого предприятия в системе формирования конкурентоспособности предприятия.
В настоящее время одной из наиболее характерных особенностей социально-экономического развития России является усиление конкуренции. Наличие конкуренции способствует лучшему использованию знаний и опыта, наиболее полному удовлетворению потребностей потребителей путем рационального поведения на рынке. Конкуренция как фундамент рыночных методов ведения хозяйства является основой формирования и проявления конкурентоспособности на всех уровнях. Достижение конкурентоспособности является стратегической целью любого коммерческого предприятия. Для решения этой задачи необходимо изучить источники формирования и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ коммерческого предприятия. Использование их в практической деятельности является в нынешних условиях гарантом успешной предпринимательской деятельности. Для руководства коммерческого предприятия важно знать, какие факторы способствуют повышению уровня конкурентоспособности, чтобы уметь управлять ими или, наоборот, отказаться от бесперспективного соперничества в тех областях, где шансы на успех невелики.
Степень разработанности проблемы. Проблемам управления конкурентоспособностью коммерческого предприятия прямо или косвенно посвящено большое количество научных работ. Разработкой данной проблемы занимались многие зарубежные ученые, среди них можно назвать Р. Акоффа, И. Ансоффа, П. Дойля, П. Друкера, Ж-Ж. Ламбена, Г. Мигцберга, М. Портера, А.Дж. Стрикленда, А.А. Томпсона, А. Чандлера, К. Эндрюса и др. Среди российских авторов можно выделить Г. Азоева, О.С. Виханского, А.П. Градова, В.С. Ефремова, М.И. Кныша и др. ученых.
По мере того, как усиливалась конкуренция за мировые ресурсы, и рынки сбыта, внимание современных исследователей все больше стало привлекать производное от понятия «конкурентоспособность», понятие «конкурентные преимущества». Теоретические и методологические проблемы формирования конкурентных преимуществ организаций, в том числе в сфере услуг, рассматривались в работах отечественных и зарубежных учёных - экономистов, таких как: Г.Л. Азоев, В. Андрианов, И. Ансофф, Е. Арефьева, А. Баландин, О. Богомолов, 3. Большаков, О. Виханский, Е. Голубкова. А. Градов, П. Завьялов, Б. Карлофф, Ю. Куренков, Д. Лаллок, Е. Лавренова, Ж Ламбен, Р. Мэтьюз, М. Портер, К. Прахалад, Томпсон, Р. Фатхутдинов, Г. Хэмел, А. Челенков и др.
Маркетинговый подход при определении и формировании конкурентных преимуществ обоснован в работах таких ученых как: Г.Л. Багиев, Г. Армстронг, Л. Ахтенхаген, М. Ваш, Ф. Вебстер, В. Вонг, Я. Гордон, К Гренрос, П. Зибер, Ф. Котлер, Е.В. Песоцкая, Й. Рюэгг-Штюрм, Дж. Сондерс, О.В. Фирсанова, М. Янг и других. С позиций теории маркетинга в основе понятия «конкуренция» лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, специфичных для различных культур и людей. П. Диксон, например, процесс принятия маркетинговых решений на насыщенном конкурентами рынке называет конкурентной рациональностью. Теория конкурентной рациональности изучает последовательное маркетинговое поведение фирмы, взаимодействующей с потребителем, в ходе организации процесса обмена на постоянно развивающемся высоко-конкурентном рынке. Маркетинговые решения в теории конкурентной рациональности имеют особенности: необходимость постоянного растущего удовлетворения потребностей, требующих от предприятия целенаправленной деятельности по совершенствованию товара как наивысшей потребительской ценности; необходимость сокращения издержек, при сохранении требуемого потребителем качества; стремление к совершенствованию процедуры принятия решений, связанных с созданием отличительных конкурентных преимуществ.
Теория конкурентной рациональности в настоящее время достаточно востребована специалистами и используется для разработки прикладных технологий формирования конкурентных преимуществ. Например, И.И. Сафонова с позиций данной теории устанавливает, что понятие «конкурентное преимущество» находится в диалектическом единстве с понятиями «конкуренция», «конкурентоспособность» и «потенциальные возможности компании», но не тождественно им, поскольку, являясь основой и целью экономической стратегии предприятия, обладает свойствами относительности, динамичности, потребительской ценности. Автор утверждает, что конкурентное преимущество - это «заключенная в продукте ценность для потребителя, побуждающая этот товар купить, то есть это те характеристики, свойства товара (услуги), которые создают для предприятия определенное превосходство над прямыми конкурентами. Следовательно, конкурентное преимущество носит сопоставительный, относительный, а не абсолютный характер, так как может быть оценено только путем сравнения характеристик, влияющих на эффективность продаж в привязке к конкретным условиям и причинам. Конкурентное преимущество - это объект стратегического управления, основа и цель экономической стратегии предприятия, действующего на высококонкурентном рынке, а также элемент стратегического потенциала, представляющий собой уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы хозяйствующего субъекта. [47]
Основополагающим трудом по данной проблематике явилась работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства пародов», в которой было впервые сформулировано понятие абсолютного преимущества страны в международной торговле, понимаемое как преимущество в издержках производства различных товаров. Его последователь, Д. Риккардо, усоверщенствовал представления А. Смита, выдвинув критерий сравнительного преимущества страны, в соответствии с которым, пока между странами сохраняются хоть какие-либо различия в ценах, каждая из них будет располагать сравнительным преимуществом перед другой страной.
Дальнейшее развитие положений классической экономической теории основывалось не столько на отрицании, сколько на углублении выводов А. Смита и Д. Рикардо. Так, Э. Хекшер и Б. Олин рассматривали конкурентоспособность не только через призму цен, но и через призму преимуществ, связанных с обладанием факторами производства. В свою очередь М. Портер и вслед за ним М. Данн доказали возможность возникновения превосходства в отношениях между отдельными странами и в случае единого уровня факторов производства за счёт эффекта «технологическим разрывом». Д. Фагерберг также внес свой вклад, разработав модель международной конкурентоспособности, в которой рыночные квоты были поставлены в зависимость от соотношения факторов технологий, цен и предшествующих инвестиций. Д. Доллар и Э. Вульф впервые напрямую связали конкурентоспособность с доходами и заработной платой в стране.
Наиболее весомый вклад в исследование проблем конкурентоспособности внёс американский учёный Майкл Портер, который, отталкиваясь от представлений предшественников, создал целостную теорию конкурентных преимуществ. По его мнению, основной международной конкуренции, является конкуренция фирм, а не стран, и в этой связи необходимо выявлять те свойства страны, которые в наибольшей степени содействуют успеху национальных компаний. При этом государству в его исследованиях отводилась роль своеобразного катализатора конкурентоспособности, оказывающего влияние на все ее основные детерминанты - факторные условия, условия спроса, состояние родственных и поддерживающих отраслей, стратегии компаний. Портеру принадлежит также идея динамического подхода к конкурентоспособности, согласно которой достижение и удержание конкурентных преимуществ - непрерывный процесс, связанный с постоянными переменами и улучшениями.
Предмет и объект исследования. Объектом данного исследования является коммерческое предприятие ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство». Предметом исследования является изучение источников формирования долгосрочных конкурентных преимуществ коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство».
Цель дипломной работы. Целью данной дипломной работы является разработка рекомендаций и мероприятий для повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство».
Теоретическая и методологическая основа дипломной работы. В основе дипломной работы лежат базовые положения теорий рыночной экономики, общенаучные концепции, современные теории управления, экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности.
Теоретической и методологической базой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по теме дипломной работы. Нормативной базой служат основные положения законодательных и нормативных актов Российской Федерации - Гражданский кодекс, ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и др.
Информационную и эмпирическую базу дипломной работы составили материалы о деятельности коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство» и его основных конкурентов, полученные автором дипломной работы в ходе ее написания.
Задачи дипломной работы. Задачами данной дипломной работы являются:
- изучить алгоритм исследования конкурентных преимуществ коммерческого предприятия;
- выявить факторы, определяющие конкурентные преимущества и слабости коммерческого предприятия;
- изучить методы оценки конкурентоспособности коммерческого предприятия;
- изучить систему стоимостных показателей конкурентных преимуществ коммерческого предприятия;
- осуществить оценку текущего состояния коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство»;
- выявить факторы, определяющие конкурентоспособность коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство»;
- изучить источники формирования долгосрочных конкурентных преимуществ коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство»;
- разработка рекомендаций и мероприятий по повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство».
Логика исследования обусловила структуру дипломной работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена алгоритму исследования конкурентных преимуществ коммерческого предприятия.
В ней рассматриваются основные факторы, определяющие конкурентные преимущества и слабости коммерческого предприятия, методы оценки конкурентоспособности коммерческого предприятия и система стоимостных показателей конкурентных преимуществ коммерческого предприятия.
Вторая глава изучает практические аспекты по формированию и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство». В ней проводится анализ деятельности коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство», рассматриваются факторы, определяющие конкурентоспособность коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство».
Третья глава посвящена разработке мероприятий по повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство».
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Алгоритм исследования конкурентных преимуществ коммерческого предприятия
- Факторы определяющие конкурентные преимущества и слабости коммерческого предприятия
- Методы оценки конкурентоспособности коммерческого предприятия
- Система стоимостных показателей конкурентных преимуществ коммерческого предприятия
- Оценка текущего состояния коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство»
- Факторы, определяющие конкурентоспособность коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство»
- Источники формирования долгосрочных конкурентных преимуществ ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство»
- Экономическое обоснование разработанных рекомендаций и мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство»