Анализ и выбор альтернативных вариантов усовершенствования комплексной системы управления качеством на Керченском морском заводе «Фрегат»
На их основе детально разработаны системы управления и обеспечения качества продукции, в частности, в Японии и США.
В систему УКП входят следующие подсистемы:
оценка опытного производства;
планирование качества продукции и производственного процесса;
контроль, оценка и планирование качества поставляемого материала;
получение обратной информации о качестве продукции;
оценка качества продукции и производственного процесса и их контроль;
определение аппаратуры, позволяющей получить информацию о качестве продукции;
обучение методам обеспечения качества, ориентация и повышение квалификации персонала;
гарантийное обслуживание;
руководство работами в области качества продукции;
проведение специальных исследований в области качества продукции.
Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по УКП, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции. В этих стандартах обобщён и сконцентрирован весь опыт передовых в области управления качеством продукции стран.
В соответствии с руководящими указаниями стандартов система качества должна функционировать одновременно со всеми другими видами деятельности, влияющими на качество продукции, и взаимодействовать с ними, воздействие системы распространяется на все этапы УКП, реализуемые в замкнутой петле качества, в основном соответствующей спирали качества.
Содержание петли качества можно выявить из следующих ее элементов:
1 - маркетинг, поиск и изучение рынка;
- проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции;
- материально-техническое снабжение;
- подготовка и разработка производственных процессов;
- производство продукции;
- контроль, проведение испытаний и обследований;
- упаковка и хранение;
- реализация и распределение продукции;
- монтаж и эксплуатация технологического оборудования;
- техническая помощь в обслуживании оборудования;
- утилизация после использования продукции.
Обобщая передовой опыт УКП в промышленно развитых странах можно отметить следующее:
цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества продукции находятся в центре экономической политики каждой фирмы, компании, концерна… При этом, считается главным - удовлетворение запросов и требований потребителей;
достижение требуемого качества продукции (с учётом цены) с минимальными издержками;
поставка продукции потребителям в установленные сроки;
основными критериями достижения целей в области качества продукции является удовлетворение требований потребителей и выпуск конкурентоспособной продукции;
признание и реализация комплексного и системного подходов к УКП, как наиболее эффективных методов достижения целей и решения задач в области качества продукции;
использование при производстве конкурентоспособной продукции средств труда высокого качества;
непрерывное и систематическое обучение и специализированная профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров в области обеспечения и УКП;
постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по повышению, обеспечению и улучшению качества выпускаемой продукции;
воспитание у каждого изготовителя продукции, исполнителя, у всех работников уважительного отношения к потребителю, заказчику;
создание атмосферы уважительного отношения к работникам любой должностной категории и внимания к их нуждам, запросам, быту.
Наиболее эффективный способ поиска и исследования возможных причин ухудшения качества выпускаемой товарной продукции - построение диаграммы «причины-результаты».
Диаграмма «причины - результаты» (схема Исикавы) позволяет сделать вывод о том, что результат технологического процесса зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа причина- результат. Проконтролировать все эти причинные факторы невозможно. Даже если бы это было возможным, такая работа была бы не рентабельной, Если следовать принципу Парето (диаграмма Парето), требуется стандартизировать два три наиболее важных фактора и управлять ими. Но сначала нужно выявить эти главные факторы это можно определить методом мозговой атаки, то есть когда собирается группа экспертов - людей, которые имеют отношения или знакомы с конкретным процессом и обсуждают сложившуюся ситуацию. Потом берется одна из наиболее важных причин и с помощью диаграммы Исикавы определяется схема, которая представляет собой цепь причин и результатов.