Подход на основе выделения школ менеджмента
В первой половине XX века возник ряд четко различимых школ управленческой мысли. В американской литературе различают четыре, а в отечественной - четыре школы менеджмента. Отличие в количестве школ заключается лишь в разделении одной школы на два подхода, представленных в отечественной литературе как самостоятельные школы.
Прежде всего, различные школы развивались и совершенствовались преимущественно в Америке, которая оказалась родиной современного менеджмента. Поэтому все школы связаны с соответствующими именами деятелей научной или практической мысли.
Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:
· Школа научного менеджмента.
· Административная школа управления, или, как ее еще называют, классическая школа управления.
· Школа человеческих отношений, эмпирическая школа, школа "социальных систем".
· Школа науки управления или "новая" школа.
Каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в развитие науки управления. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках этих школ. Следует учитывать, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов. Все они постоянно шли к развитию современного подхода - системного.
Школа научного менеджмента (1885-1920).
Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф. У. Тейлора, Генри Форда, Френка и Лилии Гильбрет, Генри Ганта, Г. Эмерсона и др. Основные теоретические положения изложены и работах Тейлора: "Управление фабрикой" (1903 г.), "Принципы научного управления" (1911 г.), "Показания перед специальной комиссией конгресса" (1912 г). В своих трудах Фредерик Тейлор разработал ряд принципов и методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Главные идеи в области менеджмента были сформулированы Тейлором в виде принципов "научного управления":
· разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;
· абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;
· подбор, обучение и расстановка работников на те рабочие места и задания, на которых они могут дать наибольшую пользу;
· оплата по результатам (меньшие результаты - меньшая оплата, большие результаты - большая оплата);
· использование функциональных менеджеров, осуществляющих обдумывание работ и контроль по специализированным направлениям;
· поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администрацией) с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Большой вклад в развитие школы научного менеджмента сделал Генри Форд. Он является одним из создателей теории менеджмента. Ему принадлежит идея внедрения в производство конвейерной организации труда и разработка принципов, сущность которых сводится к следующему:
. централизация управления в одном центре на основе строгой вертикальной организации объединения ряда предприятий, входящих в цепочку по изготовлению автомобиля;